К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Стартапы-умники: что нужно помнить перед запуском наукоемкого продукта

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Диптех-проекты привлекают все больше внимания целевой аудитории и инвесторов: в 2017-м общая стоимость всех «единорогов» из этой сферы не превышала $1 трлн, а в этом году планка может вырасти до $5 трлн. Больше 500 стартапов-миллионников по всему миру занимаются высокотехнологичными задачами на стыке нескольких наук: например, MindMaze ускоряет реабилитацию пациентов с помощью VR, а Volocopter планирует пересадить горожан на летающие электротакси. И звездные компании, и начинающие фаундеры сталкиваются с одними и теми же вызовами: как позиционировать и продавать непонятный для большинства продукт, привлекать долгосрочные инвестиции и управлять междисциплинарной командой. Об этом — в колонке Алексея Федорова, руководителя научной группы Российского квантового центра и основателя облачной платформы QBoard

Не торопиться и не хватать звезд с неба

Третий закон Артура Кларка, известного ученого и футуролога, гласит: продвинутые технологии воспринимаются как магия. Другими словами, если компания — высокотехнологичный новатор, ее решения могут опережать понимание аудитории и проблемы рынка. Как, например, появление квантовой криптографии в 80-х опередило потребность человечества в новых способах защиты информации.

Так с какими конкретными сложностями из-за незрелости рынка может столкнуться диптех-стартап?

  • Недостаточное финансирование

Инновация плохо продается не только потому что о ней мало знают, но и потому что еще нет реальной демонстрации ее работоспособности. Новаторам важно больше рассказывать про свою работу, показывать ее значимость широкой аудитории. Это поможет привлечь деньги и экспертизу.

 

Если взять тему квантовых технологий, может показаться, что она популярна. Однако мало кто знает, что квантовые вычисления уже применяют в автомобилестроении, логистике и фармацевтике такие крупные компании, как BMW, Goldman Sachs и Speedel, — ускоряют моделирование и прототипирование, прогнозируют реакции, оптимизируют процессы.

  • Зависимость от государства и корпораций

Из-за долгой окупаемости наукоемких проектов в них готовы вкладываться только очень крупные игроки — обычно это государство — в виде грантов, НИОКР-проектов, дорожных карт и субсидий. А иногда и корпорации: они организовывают стартап-лаборатории и спонсируют лучших или покупают готовые проекты.

 

В России, например, нет специализированных частных фондов, которые инвестируют в кванты, однако есть крупный частный инвестор в лице Газпромбанка. Получить частные средства на развитие прорывной технологии очень сложно, однако именно гибкость частного предприятия зачастую является ключевым фактором успеха.

  • Нехватка специалистов

Это настоящий вызов — найти людей, которые смогут создать из науки технологию, из технологии — продукт, а из продукта — продажи.

  • Междисциплинарная команда

Мало собрать профи — нужно «подружить» их, научить говорить на одном языке физиков, математиков, айтишников и предпринимателей. Руководитель тоже должен хотя бы базово понимать важные для проекта дисциплины.

 
  • Соблазн быстрого заработка

Когда в стартапе аккумулируются высококлассные умы, легко отвлечься от долгосрочных целей. Случается, что клиенты просят: «Настройте нам классическую оптимизацию без квантов, вы же в этом понимаете». И, с одной стороны, это быстрые деньги. С другой — потеря фокуса.

Поэтому важно совмещать тактику и стратегию — мы называем это «быть в суперпозиции».

  • Нужда в мультиязычности

В поиске клиентов фаундер сталкивается с RnD-специалистами, коммерческими менеджерами, инвесторами и предпринимателями. Поэтому важно уметь преподносить новую технологию «на разных языках», быть готовым ответить и на «почему нужно именно пять физических кубитов в этом коде коррекции ошибок», и на «почему здесь расходы 2000 рублей, а не 1000».

  • Перегретая аудитория

В диптехе ожидания клиентов зачастую нереалистичны и основываются на фантастических фильмах: от новой технологии хотят кардинальных перемен, а в случае мимолетной неудачи или медленного темпа в ней сразу же разочаровываются.

  • Медленное продвижение

Строить диптех-стартап — все равно что бежать длинный марафон. Если двигаться со спринтерской скоростью, можно сойти на первом же круге. Поэтому лучше ползти, но в итоге добраться до финиша.

 

Другими словами, важно морально подготовиться к тому, что каждый этап будет долгим, каждый шаг придется обсуждать много раз. Нужно научиться не выгорать и удерживаться от лозунгов «Мы все изменим уже завтра».

Не только сложности

Может показаться, что научные проекты тормозит буквально все, от осторожности инвесторов до консервативности клиентов. Но есть и мощный драйвер, который перекрывает все препятствия, — страх людей проспать технологическую революцию.

Как это произошло с машинным обучением: первые разработки в этом направлении появились в середине прошлого века, а популяризация началась лишь после 2010-х. В итоге теперь, когда технология уже развивается семимильными шагами, компаниям приходится в спешном порядке и за огромные деньги искать соответствующих специалистов, инвестировать в инфраструктуру — или безнадежно отставать.

Это можно было предсказать, а некоторые и предсказывали. Однако в 70-е ML-стартап попросту бы не выжил — тогда не было достаточных вычислительных мощностей и данных, все задачи решались традиционными способами.

 

Квантовые технологии сегодня находятся на более зрелой стадии: квантовые вычисления уже называют одним из самых быстрорастущих диптех-сегментов наряду с кремниевой фотоникой, расширенной реальностью и нейроинтерфейсами. Хотя универсального и достаточно мощного квантового компьютера в мире пока нет, протестировать технологию можно на эмуляторах. Например, российские эмуляторы квантовых вычислений StateVectror и SimCIM интегрированы в облачную платформу QBoard.

Но все это не освобождает квантовые стартапы от трудностей, описанных выше. И от вопроса: как понять, что направление выбрано верно, если разработка технологии пока не может оправдать себя экономически? Ответ тут простой: выручка компании должна быть профильной, команда — расти, а гипотезы — подтверждаться, пусть для этого и потребуются годы. Казалось бы, простая формула, но когда в дело вступает квантовая физика, все всегда сложнее и интереснее.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+