К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Смена формата: почему День Победы всегда зависел от текущей политической повестки

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Традиционные шествия «Бессмертного полка» в 2023 году в российских городах не состоятся — участникам предложено разместить семейные фотографии ветеранов в соцсетях или под стеклом автомобиля. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказывает, как на протяжении десятилетий менялся формат празднования Дня Победы — то в зависимости от приоритетов властей, то из-за потрясений, которые переживала страна

Отмена шествий, по всей видимости, связана с проблемами безопасности — обеспечить ее в полной мере сейчас не представляется возможным. Если удалось пронести взрывчатку на встречу с Владленом Татарским в кафе в Санкт-Петербурге, то можно это сделать и на массовом мероприятии под открытым небом. Поэтому отменены и профсоюзные демонстрации на 1 мая — это решение привлекло куда меньше внимания, так как речь идет об инерционном событии, где главную роль играют политически слабые российские профсоюзы, — а граждане тем временем разъезжаются по садовым участкам. Впрочем, военные парады 9 мая пройдут в большинстве регионов, в том числе и в Москве, они отменены в Белгороде, Курске и Симферополе, тоже по соображениям безопасности. Военный парад — настолько значимый ритуал, что даже в пандемийном 2020 году он состоялся, как только смягчили санитарные ограничения, 24 июня.

Важность ритуалов

Ритуалы являются важным фактором легитимации любой власти. Знаменитый социолог Эмиль Дюркгейм еще более 100 лет назад показал, как ритуалы оживляют коллективные чувства, усиливают социальную сплоченность, позволяют людям чувствовать свою принадлежность к социальному целому. Современный классик антропологии Дэвид Кертцер рассматривает ритуал как один из способов включения символического в политику, он доказал, что ритуалы как составная часть политики значимы не только в архаичных, но и в индустриальных обществах. Кертцер определяет ритуал как «символическое поведение, которое является социально стандартизированным и повторяющимся», — повторяемость (например, регулярное проведение парадов) играет ключевую роль, канализируя эмоции и способствуя формированию определенных представлений о мире и организации социальных групп. Для ритуалов важны символы, без них они являются лишь обычаями и привычками.

В СССР главный праздничный ритуал приходился на 7 ноября, так как основным событием отечественной и мировой истории считалась революция. В этот день проходили не только демонстрации трудящихся, но и военный парад на Красной площади, за которым следило почти все население страны, вначале с помощью радио, затем — телевидения. Но уже к концу 1950-х революционная тема стала выдыхаться. Пастернака преследовали за то, что он в «Докторе Живаго» — далеко не самой антисоветской книге — показал бессмысленность революции и трагизм последовавшей за ней гражданской войны. Однако и отказаться от 7 Ноября как главного праздника советская власть не могла, потому что ее легитимность была накрепко связана именно с этой датой.

 

Неглавный праздник

Что же до 9 Мая, то до 1965 года годовщины Победы отмечались довольно скромно. Считается, что ни Иосиф Сталин, ни Никита Хрущев не хотели лишний раз напоминать о неугодных военачальниках (прежде всего, о Георгии Жукове), но, думается, что это было вторично. Просто День Победы был напоминанием о том, что государство обязано людям, отдававшим за него свои жизни. А логика и Сталина, и Хрущева — при всем различии этих лидеров — сводилась к тому, что именно люди должны государству. В декабре 1947-го День Победы был лишен статуса нерабочего дня, и в том же году отменили скромные выплаты за ордена и медали и ряд льгот для орденоносцев. Однако люди, прошедшие войну или работавшие в тылу, все равно праздновали этот день, который стал народным праздником.

После смещения Хрущева новые лидеры страны изменили отношение к 9 Мая, вернув ему статус нерабочего дня. А 9 мая 1965 года на Красной площади прошел юбилейный парад. Среди нового поколения руководителей были люди, непосредственно участвовавшие в боевых действиях и рисковавшие жизнью, и для них дата 9 мая была важнейшей в жизни. При этом ключевую роль в работе над новыми символами играли люди из окружения члена Политбюро Александра Шелепина — так называемые комсомольцы. Первый секретарь МГК КПСС Николай Егорычев (дважды раненный на фронте) стал инициатором создания Могилы Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Председатель Гостелерадио Николай Месяцев руководил разработкой сценария минуты молчания на телевидении и радио — и придумал, что на экране должен быть живой огонь — прототип Вечного огня.

 

Леонид Брежнев относился к идеям своих аппаратных конкурентов с осторожностью, но, чувствуя общественные настроения, не возражал против новых способов легитимации власти. К тому же и он был фронтовиком, утверждают, что плакал, когда смотрел фильм «Белорусский вокзал». Но все равно День Победы не был в советское время главным праздником страны, а военный парад на Красной площади при Брежневе 9 мая больше не проводился, чтобы не создавать конкуренцию 7 Ноября. 

Главный праздник

Следующий юбилейный парад 9 Мая прошел в 1985 году, в начале правления Михаила Горбачева, а следующий — в 1990-м. Уже позднесоветское руководство, быстро терявшее популярность, апеллировало не столько к революции, сколько к Победе. После распада СССР 7 Ноября отвергается на официальном уровне, приход к власти большевиков уже официально признается трагедией, и главным праздником фактически становится День Победы. Парады временно отменяются, но возобновляются уже в 1995 году — разумеется, 9 мая. Тогда на Красной площади состоялся парад ветеранов (и рядом с ней накануне был открыт памятник маршалу Жукову), а парад войск и военной техники прошел на Поклонной горе.

Президент Борис Ельцин к тому времени уже позиционировал себя не столько как реформатор и демократ, сколько как государственник — и в поиске исторической легитимности закономерно вспомнил о Победе. При этом была сделана попытка переосмыслить праздник в контексте интеграции России в глобальный мир — на параде присутствовали президент США, премьер Великобритании и другие лидеры зарубежных стран. Инерция такого подхода существовала долго, несмотря на ухудшение отношений с Западом. В 2005 году на параде в честь 60-летия Победы присутствовали лидеры США, Франции, Германии, Японии, Италии, многих других стран, а в самом параде участвовали военные из Франции, Великобритании, США и Польши. Но уже через пять лет, после военных действий на Южном Кавказе, из лидеров ведущих западных государств присутствовала лишь канцлер Германии Ангела Меркель, а в 2015-м году (после присоединения Крыма) не было и ее.

 

Происходило и конструирование ритуалов, включавших как советские, так и новые компоненты. Мавзолей, на который поднимались советские лидеры, сейчас драпируют, возможно, чтобы не напоминать о Владимире Ленине, который в годы Первой мировой войны был пораженцем. А главным символом стала георгиевская лента, напоминающая и о Георгиевском кресте, и об ордене Славы, — как знак непрерывности российской истории. В 2007 году был принят закон о Знамени Победы, которым был признан не просто красный флаг (который остается символом коммунизма), а конкретный — водруженный над Рейхстагом штурмовой флаг Идрицкой стрелковой дивизии. В 2008 году на парад на Красной площади вернулась тяжелая военная техника, что стало напоминанием о советских временах. В 2012 году в Томске впервые прошел «Бессмертный полк» как общественная акция. Но в последующие годы он не только распространяется на всю страну, но и к 70-летию Победы получает официальный статус. В 2022 году впервые в ходе «Бессмертного полка» были представлены и портреты участников «спецоперации»* на Украине.

Менялись и оценки праздника в официальном дискурсе. После 2014 года все меньше вспоминали об антигитлеровской коалиции, все больше акцентировали внимание на том, что именно Советский Союз был главным победителем в войне. В 2021 году был введен законодательный запрет публичного отождествления роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне, отрицания решающей роли «советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы»,  оскорбления «памяти защитников Отечества либо унижения чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны». Патриотическая интернет-аудитория все чаще заявляла, что «можем повторить», а на автомобилях стали появляться наклейки «На Берлин!».

Сейчас 9 Мая остается гл-авным праздником для россиян. Только что проведенный опрос ВЦИОМ показал, что самым важным праздником День Победы назвали 65% россиян, Новый год — 58% и Пасху — 29%. Опрос ВЦИОМ пятилетней давности показал, что День Победы празднует 95% россиян (больше (96%) — только Новый год). Но празднование сталкивается с двумя проблемами. Одна текущая — праздник становится менее «триумфалистским», появляется тема «новых ветеранов» — участников «спецоперации» (их социальной поддержки, памяти о погибших, вовлечения в общественную и политическую деятельность). Вторая связана с более длительной перспективой — для советских людей День Победы был личностно окрашенным праздником «со слезами на глазах», а постепенный уход живших в годы СССР поколений ведет к тому, что восприятие становится более отстраненным, с куда меньшими эмоциями. Отсюда и желание государства вернуть в школьную программу советскую классику. Но будет ли ее читать поколение, для которого и Гарри Поттер — уже история литературы. Или же только «проходить», потому что так надо.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+