К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эластичный алкоголь: как российские потребители реагируют на налоговую политику

Фото Егора Алеева / ТАСС
Фото Егора Алеева / ТАСС
В России многие считают, что повышение акцизов и последующее подорожание водки приведет к тому, что население не станет меньше пить, а переключится на самогон или начнет экономить на других товарах. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына считает, что это не так. Проведенное ею вместе с соавторами исследование показало, что, как и жители других стран, россияне при повышении цены алкоголя сокращают его потребление

Россия традиционно входит в число стран с опасно высоким потреблением алкоголя. В начале 1990-х годов вслед за резким ростом подушевого потребления водки в стране последовало еще более значительное увеличение потребления пива. К 1995 году официальные продажи алкоголя в пересчете на чистый спирт достигли 12,3 л на душу взрослого населения и устойчиво держались на уровне 10-11 л в год в последующие 10 лет.

Начиная с середины 2000-х правительство стало предпринимать комплексные меры антиалкогольной политики, тогда же подушевое потребление алкоголя начало стабильно сокращаться вплоть до 7,2 л чистого спирта в расчете на одного взрослого жителя в 2017 году. Такой результат позволил специалистам Всемирной организации здравоохранения оценить российскую алкогольную политику как success story.

Однако начиная с 2018 года мы снова наблюдаем постепенный рост продаж как водки, так и пива, и чистого алкоголя. в расчете на душу населения. Чем обусловлена такая динамика?

 

Налог на потребление

В числе стандартных мер алкогольной политики — рост акцизов на спирт, которые признаны специалистами наиболее эффективным инструментом. Повышая цены на спиртные напитки, они тем самым сокращают потребление — этот факт неоднократно подтверждался в исследованиях. Однако в России многие против роста акцизных налогов. Они убеждены, что в нашей стране в результате подорожания водки население либо будет переключаться на самогон и другие «неофициальные» напитки, либо начнет экономить на остальных товарах, то есть поступит как в старом анекдоте: «Ты станешь меньше пить? — Нет, это вы будете меньше есть».

Реакция спроса на изменение цены товара в экономике измеряется с помощью показателя эластичности. Если с ростом цены на 1% потребление сокращается более чем на 1% — говорят об эластичном спросе. И наоборот, если в результате однопроцентного изменения цены объем спроса не меняется — эластичность нулевая, то есть мы имеем дело с абсолютно неэластичным спросом. Фактически противники акцизов на спиртное утверждают, что в России эластичность потребления алкоголя близка к нулевой. А это значит, что российское население по каким-то непонятным причинам реагирует на рост цены не так, как это делают люди во всех других странах. 

 

Нормальная реакция

Правда ли это, решили выяснить исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Для оценки величины эластичности спроса на водку и на алкоголь в целом использовались данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за 2008-2014 годы.

Сложность моделирования заключалась в том, что цена на водку и спрос на нее могут влиять друг на друга одновременно, — в экономике такую ситуацию называют эндогенностью, и это мешает получить надежные оценки. Поэтому авторы использовали специальный метод — регрессию излома (RKD – regression kink design): сначала моделировалась цена водки с помощью акцизного налога, а потом уже эта цена использовалась в модели спроса на водку.

Акцизные налоги изменяются экзогенно, по решению правительства, и их динамика не монотонна. Именно на выбранном временном интервале наблюдался резкий рост налога с 2011 по 2014 год — более чем вдвое в номинальном выражении и более чем в полтора раза в реальном, после чего налог был фактически заморожен ради антикризисной поддержки бизнеса. 

 

Это позволило моделировать цену на водку с помощью акциза и получить значимые оценки. В разных спецификациях модели (всего их шесть) были получены значения эластичности потребления водки по цене от -0,75 до -1,24. Это значит, что при росте цены на 1% потребление снижается на 0,75-1,24%.

Авторы также проверили, как влияет рост цены водки на потребление алкоголя в целом. Оказалось, что и в этом случае эластичность потребления отрицательна, рост цены водки на 1% сокращает потребление чистого спирта на 0,5-0,93%.

Полученные оценки близки к тем, что представлены в метаобзорах, обобщающих результаты исследователей из разных стран мира. 

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, российские потребители реагируют на рост цены алкоголя так же, как и люди в других странах, никаких загадочных отличий в этом смысле не обнаружено. Во-вторых, сокращение потребления алкоголя происходит тогда, когда действительно наблюдается рост реальных налогов и цен. Замораживание акциза на три года или косметическое увеличение налога на 20 рублей в номинальном выражении приводят, как и следовало ожидать, к тому, что налог теряет свою эффективность. Непоследовательность ценовой политики в отношении алкоголя объясняет динамику потребления, характерную для России в последние годы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+