К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Без фото и наручников: помешает ли уголовное дело Трампу оставаться в игре

Дональд Трамп в уголовном суде Манхэттена в Нью-Йорке 4 апреля 2023 года. (Фото Andrew Kelly / Eyepress / Reuters)
Дональд Трамп в уголовном суде Манхэттена в Нью-Йорке 4 апреля 2023 года. (Фото Andrew Kelly / Eyepress / Reuters)
Предъявленные обвинения могут укрепить имидж Трампа как борца против системы, однако политик становится все более токсичным для консультантов и советников, считает доцент факультета мировой политики МГУ Павел Шариков. Если уголовное обвинение в адрес экс-президента — событие беспрецедентное, то преследование фигур из окружения бывших глав государства — вещь совершенно не новая для США

4 апреля бывшему президенту США Дональду Трампу были предъявлены уголовные обвинения — впервые в американской истории. За арестом Трампа следил весь мир, а сами американцы сейчас испытывают двойственные эмоции. С одной стороны, преследование бывшего хозяина Белого дома — демонстрация беспристрастности и эффективности американской политической системы: все равны перед законом. С другой — поводом для уголовного преследования стал очередной секс-скандал, и вся страна вновь наблюдает за тем, как противники бывшего президента копаются в грязном белье. Кроме того, нынешнее дело не единственная претензия к Трампу: в ближайшее время ему могут быть предъявлены и другие обвинения, возможно, даже более серьезные — например, связанные с попыткой фальсификации результатов выборов 2020 года. 

В любом случае дело становится политическим — хотя бы потому, что Трамп объявил о своем участии в президентской кампании 2024 года. 

Сдался правосудию

Серьезность обвинений не позволяла Трампу просто проигнорировать вызов в суд, тем более что неявка повлекла бы за собой более серьезные последствия. Поэтому Трамп отправился в Нью-Йорк для того, чтобы «сдаться правосудию». С точки зрения имиджа это очень проигрышная формулировка, но ее смысл исключительно юридический, означающий, что Трамп намерен играть по правилам и не будет скрываться.

 

Трамп был «арестован», что тоже является юридической формулировкой, при этом не означающей, что подозреваемого поместили в камеру. Заранее было известно, что Трампу не будут надевать наручники и не будут делать знаменитые фотоснимки на светлом фоне анфас и профиль. Более того, большинство комментаторов утверждали, что Трампа не станут держать в тюрьме, а скорее всего, либо возьмут подписку, либо выпустят под залог, но не произошло даже и этого. 

В отношении Трампа даже не стали применять так называемый gag rule — запрет на публичные комментарии. Позднее был опубликован и собственно текст обвинений. Вопреки ожиданиям ряда экспертов, Трампу не вменяют преступный сговор, а только falsifying business records in the first degree — фальсификацию документов с целью скрыть определенную информацию и победить на выборах. 

 

Речь идет о выплатах юристами Трампа $130 000 актрисе фильмов для взрослых Сторми Дэниелс, предположительно для того, чтобы она не предавала огласке отношения с Дональдом Трампом. Претензия в том, что в конечном счете деньги были выплачены из предвыборного фонда Трампа, то есть из пожертвований его сторонников. 

Позиция демократов

Наблюдатели проводят параллели с попыткой импичмента демократического президента Билла Клинтона в 1998-1999 годах. Тот опыт продемонстрировал, что использование сексуальных скандалов в политических целях малоэффективно. Речь шла про импичмент, состоящий из целого ряда процедур, растянутых на несколько месяцев, и в момент, когда бюрократический каток уже было не остановить, общество потеряло интерес к происходящему, а заседания Конгресса стали выглядеть жалко и скучно. К тому же в итоге лишить президента полномочий так и не удалось. Попытка импичмента запомнилась еще и тем, что ее основными инициаторами были республиканцы — спикер Палаты представителей Ньют Гингрич и конгрессмен Роберт Ливингстон. 

Тогда же был создан важный прецедент — президентский иммунитет не действует в отношении дел, связанных с событиями, произошедшими до или после нахождения у власти, президент с этой точки зрения такой же гражданин, как и все остальные. 

 

Сейчас некоторые медиа описывают эмоции демократов словом schadenfreude — в немецком языке оно означает чувство удовлетворения, вызванное несчастьем другого человека. Политический характер делу добавляется тот факт, что оно слушается в Нью-Йорке, одном из самых «синих», то есть демократических, штатов. Формально судья, прокуроры, присяжные — беспартийные, но в штате, где демократические политики обладают, возможно, самым большим влиянием в стране, считать их непредвзятыми сложно.

При этом президент Джозеф Байден, разумеется, воздерживается от комментариев. Любое его слово может быть воспринято как давление на процесс. Это категорически невыгодно действующему президенту, учитывая, что если Трамп выиграет республиканские праймериз, то Байден, скорее всего, вновь станет его соперником за президентское кресло.

Что будет с кампанией

Практически все юристы, комментирующие ситуацию, подтверждают, что и сам факт уголовного преследования, и вероятный обвинительный приговор не являются препятствиями для ведения кампании. Предъявленные обвинения могут даже укрепить имидж Трампа как борца против системы. 

Вернувшись из Нью-Йорка к себе во Флориду, Трамп выступил перед сторонниками и заявил, что кампанию не остановит. Он предсказуемо не признал обвинений и обрушился на демократов, хотя, скорее всего, хотел бы обратить весь свой гнев на конкретного кандидата от Демократической партии. Однако Байден пока официально не выдвинул свою кандидатуру, да и обвинить его в фабрикации уголовного дела против Трампа сложно — история с платежами порноактрисе за молчание была известна еще пять лет назад, когда Байден даже не собирался участвовать в предвыборной кампании.

Сейчас Трамп пытается мобилизовать своих сторонников, хотя после событий у Капитолия 6 января 2021 года он потерял многих из лагеря умеренных республиканцев. Теперь его поддерживают в основном правые радикалы. И не всегда эту поддержку легко мобилизовать. В марте, когда Трамп через созданную им же социальную сеть Truth Social призвал своих сторонников выйти на улицы с протестами, все закончилось митингом на 50 человек.

 

Республиканская партия в целом поддерживает Трампа, но не похоже, что его однопартийцы готовы далеко пойти. Агрессивная критика абстрактной системы многих сбивает с толку и снижает перспективы успешной предвыборной кампании. 

К тому же Трамп становится токсичным для политических консультантов и советников. Если уголовное обвинение экс-президента — событие беспрецедентное, то преследование фигур из окружения бывших глав государств — вещь совершенно не новая для США. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+