Взятие барьера: как Дума планирует поменять призывной возраст
13 марта 2023 года группой депутатов во главе с бывшим заместителем министра обороны России Андреем Картаполовым на рассмотрение Госдумы был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью третью Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе».
Сравнительно небольшой законопроект, уместившийся на четырех страницах, может привести к значительным переменам в области исполнения гражданами воинской обязанности и военной службы.
Возрастной маневр
Действующий с 1998 года Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» более 150 раз подвергался различным изменениям, однако призывной возраст оставался незыблемым. Хотя и назвать новой идею о его изменении нельзя: к примеру, в конце марта 2017 года председатель думского комитета по обороне Владимир Шаманов уже предлагал повысить в России призывной возраст до 30 лет, а в феврале 2018-го заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев сообщал, что возможность изменения верхнего порога призывного возраста обсуждается с участием Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба. Но тогда эти законодательные инициативы не были поддержаны.
В декабре 2022 года аналогичная идея была высказана уже министром обороны Сергеем Шойгу и на этот раз поддержана президентом. Так что у нового законопроекта хорошие шансы на успех.
Какие же изменения предлагаются?
Во-первых, в случае одобрения депутатской инициативы уже с 2024 года изменится верхняя граница призывного возраста с 27 до 30 лет, а нижняя возрастная планка постепенно поднимется с 18 лет до 21 года к 1 января 2026 года. Иными словами, зачисление в запас по достижении 27 лет будет возможно только в этом году, а с 1 января 2024 года зачислять в запас будут только при достижении 30 лет. Вместе с тем, если гражданин (независимо от оснований) уже пребывает в запасе или будет зачислен туда до конца текущего года, то на военную службу в 2024 году его уже не призовут.
Во-вторых, граждане в возрасте от 27 до 30 лет, ранее зачисленные в запас как не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (таким экс-призывникам выдают справку взамен военного билета и ограничивают доступ к государственной гражданской и муниципальной службе на срок 10 лет), смогут по собственной инициативе пройти военную службу.
Кроме того, экс-призывники в возрасте до 30 лет, освобожденные от призыва в связи с признанием ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, также смогут по своему желанию пройти медицинское освидетельствование и в случае изменения категории годности на призывную (категории «А» или «Б») будут подлежать призыву на военную службу на общих основаниях.
Вопрос отсрочек
Интересно, что если ранее в публичном поле обсуждалась идея повышения возраста призыва в армию для «борьбы с уклонистами» или расширения количества призывников, то пояснительная записка к новому законопроекту довольно неожиданно делает упор на необходимости увеличения не верхней, а нижней границы призывного возраста. Законодатели указывают, что предлагается поэтапно повысить нижний предел призывного возраста до 21 года «в целях гарантированного получения гражданами как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования», а поскольку предлагаемая норма приведет к сокращению количества призывников, то «в качестве компенсации» предлагается повысить верхний предел призывного возраста до 30 лет.
Но так ли необходимо повышать призывной возраст с 18 до 21 года для обеспечения права граждан на получение образования? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный — эти гарантии уже есть в законе.
Положения статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закрепляют право на различные отсрочки, начиная со школьной скамьи и заканчивая аспирантурой. К примеру, совершеннолетний школьник сначала может воспользоваться отсрочкой от службы до окончания 11 класса, а в случае успешного прохождения государственной итоговой аттестации — до 1 октября (то есть фактически для поступления в колледж или университет). Далее абитуриент может выбрать один из двух путей: стать студентом колледжа либо же пользоваться отсрочкой для получения высшего образования, при этом не одной, а сразу несколькими — для учебы по программе бакалавриата (а после — магистратуры) и в аспирантуре. Все эти отсрочки никто отменять не планирует.
При этом повышение нижней границы призывного возраста может привести к негативному эффекту — граждане, желая по максимуму воспользоваться отсрочками, не будут спешить с поступлением в учебные заведения сразу после школы и в результате получат среднее специальное или высшее образование в более позднем возрасте.
С другой стороны, повышение призывного возраста до 21 года позволит получить отсрочку даже выпускникам колледжей — в основном обучение по программе среднего профессионального образования сегодня завершается в 19-20 лет и поэтому к моменту окончания колледжа молодой человек ни разу не воспользуется отсрочкой по учебе, так как не достигнет призывного возраста, а значит, сможет сделать это уже во время учебы в университете.
В качестве еще одного аргумента о необходимости принятия законопроекта в пояснительной записке говорится о существенном сокращении расходов федерального бюджета на медицинское освидетельствование призывников, получающих общее или среднее профессиональное образование, а школьникам и студентам не нужно будет являться в военкоматы на медицинское освидетельствование. С этим утверждением также довольно трудно согласиться.
Причина довольно тривиальна — медицинское освидетельствование школьникам и студентам при оформлении отсрочек не проводится с 2021 года, за исключением ситуации первоначальной постановки на воинский учет, которая происходит в год достижения ими 17 лет, однако в этой части новый законопроект каких-либо изменений не предлагает.
Школьники и студенты, имеющие право на отсрочку, давно уже освобождены от лишнего прохождения медицинского освидетельствования в военных комиссариатах — пункт 2.1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предписывает, что гражданин, имеющий право на отсрочку по учебе, проходит медицинское освидетельствование только по собственному желанию, то есть эти мероприятия не являются для него обязательными. Кроме того, в силу прямого указания пункта 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Наконец, несмотря на кажущуюся простоту предлагаемых изменений, в случае принятия законопроекта в нынешнем варианте останутся некоторые неурегулированные правовые вопросы. К примеру, если гражданин достигнет 27-летнего возраста в 2023 году, но в отношении него призывной комиссией не будет вынесено решение о зачислении его в запас, то сохранит ли он статус призывника в 2024-м или же будет иметь право на освобождение от срочной службы по достижению предельного возраста призыва на военную службу? Однозначный ответ на этот вопрос документ не дает.
В любом случае, законопроект находится только на первых этапах рассмотрения и, вероятно, весенняя призывная кампания 2023 года, старт которой должен быть дан 1 апреля, пройдет по старым правилам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора