Глаз государства: как власти ужесточали регулирование Рунета в 2022 году
В феврале 2023 года подведомственный Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) объявил о запуске программного комплекса «Окулус», предназначенного для поиска запрещенного контента в интернете. За полгода до этого, когда журналисты нашли информацию о контракте стоимостью 57,7 млн рублей на разработку за четыре месяца системы, способной с помощью нейросетей анализировать фото, видео и тексты на сайтах, в соцсетях и мессенджерах, эксперты сомневались в возможности решения такой задачи. Слишком мало времени и средств на столь амбициозный проект: создание и обучение нейросети, которая в реальном времени будет искать запрещенную информацию по разветвленному рубрикатору, а также идентифицировать участников протестов с использованием системы распознавания лиц.
Сомнения в том, что сервис действительно готов к работе, остаются, а его презентация от имени неназванного «представителя ГРЧЦ» похожа на антикризисный пиар ведомства, оказавшегося в центре журналистских расследований. Однако, вне зависимости от степени готовности «Окулуса», курс российских властей на создание системы поиска, анализа и блокировки опасной информации с использованием всех достижений в области искусственного интеллекта не вызывает сомнений.
Если в начале 2014 года Роскомнадзор рапортовал о 17 000 записей в реестре запрещенных сайтов, внесенных туда за 14 месяцев применения первого закона о черных списках, то за один только 2022 год было заблокировано или удалено в 35 раз больше — свыше 610 000 сайтов и отдельных страниц.
Одновременно список запрещенных тем с трех позиций (детская порнография, пропаганда наркотиков и призывы к самоубийству) вырос до нескольких десятков, включая призывы к протестам, дискредитацию Вооруженных сил и государственных органов, неуважение к власти, призывы к санкциям, оправдание экстремизма и терроризма, распространение контрафактных объектов интеллектуальной собственности, материалов нежелательных организаций и многое другое.
Очевидно, что обрабатывать вручную столь колоссальный объем информации невозможно, так что в современной России у «Окулуса» большое будущее.
Официальный источник
Система будет работать с массовым контентом, создаваемым простыми пользователями. Что касается СМИ, как российских, так и зарубежных, то меры в их отношении (вплоть до блокировки сайтов) каждый раз согласовываются отдельно, по достаточно неформальным правилам. Например, для ограничения доступа к зарубежным социальным сетям пришлось впервые в судебной практике признавать экстремистской деятельность коммерческой компании.
За последний год серьезно сократились возможности российских СМИ по использованию неофициальных данных. Уже утром 24 февраля 2022 года Роскомнадзор официально признал государство (в лице Минобороны) единственным достоверным источником информации о ходе «спецоперации»* на Украине. После этого многие редакции начали получать требования удалить недостоверные материалы на основании примерно такой универсальной формулы: «Формирует у людей панические настроения и создает угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности. При этом, по данным Минобороны России, подобная информация не соответствует действительности».
Первоначально уведомления касались конкретных публикаций, удалив которые, можно было избежать блокировки. Впоследствии уведомления стали носить все более общий характер, а потом и вовсе перестали приходить. Одновременно универсальный сервис Роскомнадзора, в котором можно было проверить факт, основания и объем запрета конкретного сайта или страницы, перестал отображать сведения о некоторых записях, ограничиваясь сообщением о том, что ресурс блокируется на основании неназванного решения некоего государственного органа. Эпоха относительной прозрачности блокировок подошла к концу.
Параллельно с интеллектуальной системой поиска вредного контента создается инновационный инструмент его блокировки — урок «битвы» за Telegram не прошел даром, и так называемые «технические средства противодействия угрозам» (ТСПУ) уже научились замедлять и успешно блокировать глобальные платформы.
Гонка с VPN
Однако у этой медали есть и оборотная сторона. В марте-июле 2022 года Россия вышла на второе место в мире по числу скачиваний VPN-сервисов, уступив только Индии. В первой половине года почти четверть россиян — 22,98% — скачали такие приложения. Для сравнения: в 2021 году их было немногим более 8,5%.
Вмешиваться в работу VPN-сервисов Роскомнадзор начал еще в 2019 году, когда первые требования присоединиться к системе контент-фильтрации получили 10 компаний, среди которых NordVPN, Hide My Ass!, Hola VPN, ExpressVPN, TorGuard, Kaspersky Secure Connection. Спустя два года в России начали запрещать конкретные сервисы: заблокированными оказались VyprVPN, Lantern, PrivateTunnel и несколько других. C лета 2022 года ограничивается работа Proton VPN. В общей сложности блокировки в той или иной степени могли коснуться около 40 сервисов, включая самые популярные. Тем не менее, учитывая большое количество различных провайдеров VPN, а также сложность с выявлением интернет-протоколов, используемых для обхода блокировок, это состязание далеко от завершения.
То, что в 2012 году выглядело как небольшой проект по защите детей от порно и наркотиков, превратилось в широкомасштабную и разветвленную систему запретов и ограничений. Мы наблюдаем за внедрением и распространением практики блокировки сайтов все эти 10 лет и видим не только количественные, но и качественные изменения: автоматизация, максимальное упрощение процедур, постепенный отказ от прозрачности, создание квазилегальных механизмов контент-фильтрации.
Опираясь на этот опыт, можно предположить, в каком направлении будет развиваться регулирование Рунета в ближайшие месяцы и годы:
- запрет в России YouTube;
- введение ответственности за доступ к запрещенным сайтам и распространение ссылок на них;
- расширение перечня блокируемых VPN-сервисов;
- окончательное закрытие от публики реестра запрещенных сайтов;
- масштабное делегирование функций контент-фильтрации администраторам российских интернет-платформ;
- полная интеграция систем анализа и поиска запрещенной информации с техническими средствами противодействия угрозам;
- создание единого официального органа интернет-цензуры. Сейчас решения о запрете информации принимают больше десятка органов — от Генпрокуратуры до Росмолодежи и Росалкогольрегулирования. Если запрещенную информацию будет искать единая нейросеть, управляемая ГРЧЦ, необходимости в таком распределении функционала не будет.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.