К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Переворот в Долине: почему Маск стал человеком года в мировом IT-бизнесе

Илон Маск (Фото Taylor Hill / Getty Images)
Илон Маск (Фото Taylor Hill / Getty Images)
Как сами реформы в Twitter, так и способы их проведения Маском приведут (в зависимости от исхода) к серьезнейшим последствиям для всей IT-индустрии, к изменениям как сложившейся корпоративной культуры, так и требований инвесторов к руководителям компаний, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Если бы внутри технологического сектора современного бизнеса выбирали человека года, то я бы не раз болел за Илона Маска как соискателя этого титула. В 2022 году он заслужил его, на мой взгляд, как никогда раньше. Причем и раньше он был достоин этого титула не столько за какие-то конкретные прорывные продукты своих компаний, сколько за гораздо более широкое влияние на целые индустрии в глобальном масштабе.

Заразительные примеры

Взять для начала всем известную Tesla. В середине 2022 доля Tesla на рынке электромобилей (США + Европа + Китай) составляла около 15%, а среди всех новых легковушек с любыми типами двигателей на этом же рынке — всего лишь около 2%. Никакого взрывного роста этой доли нет. Но в глобальном повороте всех медленных и консервативных автопроизводителей мира к массовому производству электромобилей именно Tesla сыграла ключевую роль: сейчас не получится найти хоть один серьезный автомобильный бренд, который в своей линейке не имеет электромобилей и не собирается наращивать их долю. Так что роль Tesla в трансформации всего мирового автопрома определяется не текущей долей производимых ею машин, а тем, что она однажды смогла заставить свернуть с привычного курса все традиционные компании.

Современная электрификация подразумевает не только переход на электрические силовые и тепловые установки взамен использующих сгораемое топливо (электромобили взамен машин с ДВС как частный случай), но и серьезнейшие преобразования энергетических систем многих стран: распределенная генерация преимущественно из возобновляемых источников, колоссальные накопители для компенсации суточного хода генерации и зависимости от погодных условий, создание инфраструктуры зарядки аккумуляторов транспортных средств. И здесь Tesla со своими продуктами тоже сыграла роль не столько технологического пионера, сколько триггера общемировых перемен энергетического сектора. Для иллюстрации масштаба: в домохозяйствах США Tesla смонтировала полмиллиона своих солнечных панелей с установочной генерирующей мощностью около 4 ГВт — это уже далеко не блажь или развлечение отдельных энтузиастов. 

 

К концу 2022 года Tesla по многим причинам впала в немилость у инвесторов и аналитиков фондового рынка. Акции провалились в цене за год на 67%, перспективы на 2023-й не выглядят радужными. Но вот запущенные этой компанией под руководством Маска процессы в автопроме и энергетике по всему миру уже не остановить, свою великую роль он тут сыграл, как бы ни сложилась дальнейшая судьба Tesla.

Другая компания, которая под руководством Маска тоже много что поменяла в мире, а не только в жизни потребителей своих продуктов, — SpaceX. Основанная 20 лет назад, она изменила весь ландшафт освоения околоземного (пока что) космического пространства. В секторе, где когда-то безраздельно доминировали государственные агентства, появился мощнейший частный игрок, поменявший всю экономику завязанных на космические технологии бизнесов. По итогам 2022 года SpaceX планирует осуществить 61 запуск. На фоне общемирового количества успешных запусков за этот год в 174 штуки (60 из них приходится на Китай, 22 — на Россию) результат впечатляет. Достижения SpaceX основаны на технологических решениях, сильно нарушавших многолетние каноны, выработанные в космическом ракетостроении, прежде всего на доказанной возможности многократного использования ступеней ракеты-носителя. В итоге получилось снизить цену запусков и одновременно увеличить их частоту. 

 

Это, в свою очередь, позволило резко расширить возможности коммерческого использования околоземного космоса: сама же SpaceX реализовала амбициозный, но уже вполне успешный проект Starlink, обеспечивающий достаточно высокоскоростной доступ в интернет из удаленных районов, где наземные средства цифровой связи отсутствуют. И для бизнеса, например, авиакомпаний, и для государственных служб — от спасателей до военных — открылись широкие возможности использования информационных технологий там, где раньше они были технически невозможны или запретительно дороги. 

Как и в случае Tesla, Starlink вряд ли долго будет монополистом: конкуренты из частного бизнеса активно растут, есть и альтернативные проекты космической связи — но именно Маск сумел расшевелить достаточно костную и забюрократизированную отрасль, и в итоге именно ему мы обязаны возрождением интереса общества и бизнеса к развитию космоса в последние годы.

У Маска случались, конечно, и провалы с попытками встряхнуть и обновить некоторые отрасли. Например, его Boring Company, которая должна была совершить революцию в прокладке туннелей и положить начало созданию подземной сети автотрасс для автономных автомобилей, никаких успехов не добилась и мировой славы не снискала.

 

Эксперимент с Twitter

Но почему же я считаю, что именно в 2022-м Маск заслужил звание человека года больше, чем когда-либо раньше?

В этом году он попытался изменить компанию, которая знаменита своим глобальным медийным влиянием и корпоративной культурой, типичной не для промышленных корпораций, а для сравнительно молодого IT-бизнеса Кремниевой долины. Речь, понятное дело, идет о Twitter, эпопея с покупкой которого, дальнейшим делистингом и внутренними пертурбациями продолжается уже несколько месяцев в режиме крутого реалити-шоу. В прессе и социальных сетях больше всего обсуждаются вопросы функционала и продуктовых свойств ныне возглавляемой Маском соцсети, проблемы свободы слова и модерации, типичная для медиа зависимость от крупных рекламодателей и иски возмущенных увольнениями сотрудников. 

Для наблюдателей, озабоченных в первую очередь медийным влиянием Twitter и его ролью в общественных дискуссиях и публичной политике многих стран, действия Маска напоминают поведение слона в посудной лавке. Основной интерес и споры, соответственно, вызывают политические последствия его, как кажется доброхотам, безответственных и грубых решений. Но если приглядеться, Маск вполне осознанно применяет подход, который позволил ему добиться впечатляющих, описанных выше успехов и в Tesla, и в SpaceX: создание «производственного ада», в котором выживут лишь те, кто поставит интересы компании выше личной жизни, комфорта и даже семьи. Проведя сотрудников через период жестоких мук и отсеяв всех, кто не выдержал, Маск получал сплоченную и абсолютно сфокусированную команду, способную творить инженерные и деловые чудеса в регулярном режиме. 

Пикантность ситуации с Twitter состоит, однако, в том, что это не еще одна инженерная компания, а можно сказать, одна из икон управленческого стиля Кремниевой долины. Авторитарное руководство, пренебрежение такими ценностями, как work-life balance (баланс между работой и личной жизнью. — Forbes), игнорирование и увольнение годами утверждавшихся в команде авторитетов — все это категорически противоречит корпоративной культуре, которая десятилетиями складывалась в Twitter. В менее турбулентные времена можно было уверенно предполагать, что даже Маску не по силам победить единый фронт техногигантов, инвесторов и просто сочувствующих ценностям Долины. Но 2022-й — особый год, когда технологический сектор впервые продемонстрировал свою уязвимость перед замедлением экономики и опасениями серьезного кризиса. Впервые за время своего существования даже самые успешные IT-компании вынуждены не наращивать штат, а увольнять сотрудников, не придумывать новые способы удержания персонала, а экономить на уже привычных бесплатных офисных удобствах. Падение стоимости акций не радует ни инвесторов, ни держателей опционов. В этой ситуации резкие решения Маска создают идеальный фон для проведения непопулярных мер в других компаниях. На фоне требования нового хозяина Twitter к сотрудникам ночевать на рабочем месте переход от полной вольницы удаленки к различным гибридным режимам занятости уже не выглядит излишней жесткостью. Маск, вопреки ожиданиям многих экспертов, получил немало сочувствующих откликов от руководителей техногигантов. 

Теперь история про Маска в Twitter приобретает новый важный аспект. Если у него все получится, если Twitter выживет, вернет доходы и сумеет продолжить рост аудитории, то стиль корпоративного управления и внутренней жизни всех техногигантов и стратапов начнет трансформироваться, придавая больший вес традиционной эффективности бизнеса и используя, пусть в мягких формах, опыт Маска. А вот если нет, то в 2023 году нас ждет много сюрпризов и неожиданных экспериментов в области корпоративного управления IT-компаниями, которые учатся затягивать пояса. 

 

Эксперимент такого масштаба и с колоссальными возможными последствиями для всей IT-индустрии мира мог поставить только человек года — вот поэтому Маск заслуживает подобный титул в 2022 году независимо от исхода, который нам еще только предстоит узнать. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+