К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трое против Эрдогана: что означает приговор политическому конкуренту турецкого лидера

Мэр Стамбула Экрем Имамоглу (Фото Dilara Senkaya / Reuters)
Мэр Стамбула Экрем Имамоглу (Фото Dilara Senkaya / Reuters)
Если решение суда в отношении мэра Стамбула Экрема Имамоглу вступит в силу и он не сможет заниматься политической деятельностью, президент Турции Реджеп Эрдоган лишится одного из главных соперников на выборах 2023 года. Однако результат может быть и прямо противоположным — из-за скандала популярность Имамоглу и его шансы стать единым кандидатом от оппозиции только вырастут. О тонкостях турецкой политики рассказывает журналист и автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев

Стамбул — это не только финансовый центр страны, он важен политически и символически. Сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган начинал свою карьеру как мэр этого мегаполиса в середине 90-х, и тогда он говорил: «Кто возьмет Стамбул, тот возьмет всю Турцию!»  

В марте 2019 года в Турции проходили муниципальные выборы, и впервые за 25 лет Партия справедливости и развития (ПСР)  Эрдогана потерпела поражение в Стамбуле. Разница между кандидатом от оппозиции Экремом Имамоглу (48,77%) и представителем ПСР Бинали Йылдырымом (48,61%) составила всего 30 000 голосов. ПСР потребовала пересчета не принятых или испорченных бюллетеней, в результате разница сократилась до 14 000 голосов. После чего Высшая избирательная комиссия Турции (YSK) приняла решение отменить победу Имамоглу и провести повторные выборы. Они состоялись в июне, и во многом потому, что на участки пришло рекордное количество избирателей — более 10 млн человек, — Имамоглу укрепил свои позиции, набрав 54,2% голосов.

Став мэром, Имамоглу в октябре 2019 года в Страсбурге, на конференции Еврокомиссии по вопросам местного самоуправления, рассказал о проблемах во время выборов в Стамбуле. Комментируя эту поездку, министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу пригрозил политику: «Я обращаюсь к этому идиоту, который жалуется на свою страну за границей. Ты заплатишь за это!» Имамоглу в тот же день парировал: «Идиоты — это те, кто отменил результаты выборов…» Эти слова оценили как оскорбление членов YSK Турции, прокуратура завела дело, требуя для Имамоглу четыре года лишения свободы и запрета на политическую деятельность. Политик в оправдание утверждал, что его слова относились к главе МВД, а не к членам избирательной комиссии. Стамбульский суд долго переносил слушания, но 14 декабря 2022 года все-таки посчитал Имамоглу виновным, приговорив мэра к 2 годам 7 месяцам и 15 дням тюрьмы и запретив ему вести какую-либо политическую деятельность. 

 

Удар по конкуренту

Как всегда в Турции, общество делится на два лагеря, одни считают, что восторжествовала справедливость и в деле нет никакой политики, а другие уверены, что главной целью принятого судом решения является устранение Имамоглу как главного соперника Эрдогана на предстоящих в июне 2023 года президентских  выборах. 

У турецкого президента сейчас три основных соперника — помимо Имамоглу, это мэр Анкары Мансур Яваш и глава левоцентристской Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу. В ответах на вопрос «За кого бы вы отдали свой голос, если бы на президентских выборах во втором туре соперничали два кандидата?» все трое опережают Эрдогана. Согласно  декабрьским опросам, пары на гипотетический второй тур выглядят так: 

 
  • Имамоглу 49,5% — Эрдоган 41,4%
  • Яваш 55,5% — Эрдоган 37% 
  • Кылычдароглу 43,3% — Эрдоган 42,8%. 

У Имамоглу сильные позиции, и именно поэтому сторонники оппозиции полагают, что ключевым в решении суда был запрет мэру Стамбула заниматься политической деятельностью. Сам Имамоглу, узнав о решении суда, заявил, что не принимает его: «Горстка людей не может отобрать полномочия, данные народом. С дозволения Аллаха, наша борьба начинается с еще большей силой».

Перспективы Имамоглу

Турецкая правящая партия давно определилась со своим кандидатом, а вот объединенной оппозиции, или «блоку шести», в который входят НРП Кемаля Кылычдароглу, «Хорошая партия» Мераля Акшенера, «Партия будущего» во главе с бывшим соратником Эрдогана Ахметом Давутоглу, Партия демократии и прогресса, которую возглавляет еще один бывший член команды президента Али Бабаджан, исламистская и по сути близкая по духу правящей партии «Партия счастья» Темеля Карамоллаоглу и Демократическая партия Гюльтекина Уйсала, выбор сделать непросто. Слишком разношерстный получился блок, в нем сторонники светского образа жизни, националисты, демократы и умеренные исламисты объединены лишь одной целью — победить Эрдогана, отказаться от президентской системы и вернуть парламентскую. Неправильный выбор кандидата может сорвать все планы, например, оттолкнуть курдов, чьи голоса будут очень важны во втором туре.

Стоит отметить, что у мэра Анкары Яваша больше шансов в качестве единого оппозиционного кандидата, чем у Имамоглу, однако скандал вывел мэра Стамбула на первый план. Некоторые турецкие политологи считают, что судебная система, требуя запрета политической деятельности для Имамоглу, на самом деле только увеличила его популярность и повысила шансы стать единым кандидатом от «блока шести».  К тому же в 2019 году Имамоглу не только продемонстрировал, что умеет бороться за победу, он еще и показал себя как светский политик, в то же время уважающий ислам. Оба фактора важны для турецкого избирателя. 

 

Избиратели в Турции традиционно поддерживают гонимых политиков. Народ не голосовал за ставленника армии после переворота в 1980-х, в 1990-е исламистские партии, несмотря на запреты, смогли получить место в парламенте. Эрдоган, в 1999 году просидевший четыре месяца в тюрьме за «экстремистские» религиозные стихи, стал от этого только популярнее — в итоге он основал свою партию, в 2003 году получил кресло премьера и с тех пор возглавляет государство. Кстати, Эрдоган, в то время мэр Стамбула, попал в тюрьму только спустя восемь месяцев после прочтения якобы угрожавших светскому строю государства стихов. Так что параллели в историях Эрдогана и Имамоглу невольно возникают.

Судебный процесс по делу Имамоглу еще не завершен. За решением Стамбульского суда ожидаются апелляционные слушания как минимум в двух высших инстанциях. Процесс может затянуться на полтора или два года. Пока Экрем Имамоглу не утратил свои полномочия как мэр города и право заниматься политикой. 

На это в своем первом комментарии обратила внимание и правящая партия Турции. «На данный момент речь идет лишь о решении местного суда Стамбула. Процесс продолжается. Иными словами, это не окончательное решение. Мы команда, которая любит политическую конкуренцию и вести политическую полемику на площадях», — заявил заместитель председателя Партии справедливости и развития Бюлент Туран.

Возможности Эрдогана

Можно ли говорить о том, что Эрдоган устранил главного конкурента и решил проблему переизбрания в 2023 году?

Последние годы рейтинг турецкого президента и правящей партии снижался. Падение доходов, высокая инфляция и ослабление национальной валюты — все это серьезно сказывается на настроениях граждан. Однако с начала 2022 года положение стало меняться. Свою роль сыграла внешняя политика, прежде всего попытки Эрдогана стать миротворцем и посадить Киев и Москву за стол переговоров. Предложение президента Владимира Путина создать в Турции газовый хаб также положительно отразилось на рейтинге Эрдогана — вплоть до того, что турецкая оппозиция начала называть Путина третьим в правящей коалиции. Сейчас в нее входят партия Эрдогана ПСР и Партия националистического движения, возглавляемая Девлетом Бахчели.  

 

Пока правящая коалиция далека от победы. Согласно опросам исследовательской компании MetroPOLL, у оппозиционной коалиции 39%, а у Эрдогана и Бахчели — 44,7%, этого недостаточно для формирования сильного правительства. Надо учесть еще и 12,7% прокурдской Демократической партии народов, которая не присоединяется к «блоку шести» на выборах, но и не поддержит ничего из того, что может предложить правящая партия.  

Если говорить о рейтинге самого Эрдогана, то с октября, согласно последним опросам MetroPoll, доля граждан, одобряющих работу президента, снизилась на 2,5 пункта — до 45,1%. 

Конечно, в последний момент Эрдоган может использовать возможности медиа, свое искусство публичных выступлений, разыграть новые внешнеполитические инициативы, и к июню 2023 года рейтинги могут сильно измениться. Но некоторые турецкие эксперты уже пророчат, что, если оппозиция остановит свой выбор на Имамоглу, она вполне может выиграть предстоящие выборы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+