Публичная собственность: к чему надо готовиться бенефициарам компаний на BVI
Информация о лицах, фактически контролирующих компанию, содержится в публично доступных реестрах многих стран. Первой традиционно считается Великобритания, где сведения о «лицах, имеющих значительный контроль», отражаются в реестре компаний еще с 2016 года. На уровне ЕС требование о доступности таких данных было предусмотрено четвертой и пятой директивами в области борьбы с отмыванием денег, и в настоящее время большинство стран ЕС в той или иной форме дают доступ к этой информации.
Например, популярный у российских предпринимателей Кипр ввел такой реестр в 2021 году и сделал его данные доступными всем желающим с 1 июня 2022-го за скромную плату в €3,5 за каждый запрос.
Частная жизнь или прозрачность
В то же время этот подход может измениться в связи с решением Европейского суда от 22 ноября 2022 года по делу C-37/20, которое признало положение директив ЕС о введении в странах ЕС открытого реестра бенефициаров противоречащим основополагающим правам на защиту тайны частной жизни и защиту персональных данных (статьи 7 и 8 Хартии основных прав Европейского Союза).
При этом суд указал, что такие меры по ограничению доступа к реестру, как необходимость регистрации для получения данных и возможность в особых случаях исключить данные из реестра, не являются достаточной мерой защиты. Ранее именно эти механизмы рассматривались как способ найти баланс между прозрачностью владения компаниями и тайной частной жизни — но суд решил иначе.
Кипрские власти пока не высказались по поводу этого решения, но уже появились сообщения о том, что такие страны ЕС, как Нидерланды, начали закрывать ранее открытые реестры.
Пример для BVI?
В отличие от стран ЕС государства Карибского бассейна, и в первую очередь Британские Виргинские острова (BVI), привлекали предпринимателей со всего мира, в том числе из России, анонимностью и возможностью сохранить конфиденциальность состава акционеров. При этом в последние годы обеспечить анонимность конечных владельцев стало значительно сложнее из-за введения автоматического обмена финансовой информацией между налоговыми органами разных стран.
В августе 2022 года были приняты поправки к закону о коммерческих компаниях BVI (2022). Изменения вступают в силу с 1 января 2023 года. Наибольшее внимание среди них привлекло введение реестра «лиц, имеющих значительный контроль» над компаниями, учрежденными на BVI, который предполагается сделать публично доступным.
Однако речь не идет о том, что реестр будет создан и открыт сразу же с даты вступления нового закона в силу. Пока лишь устанавливается возможность создания реестра, а правительство BVI наделяется правом регулировать порядок его работы.
Ранее правительство островов заявляло, что публичный реестр бенефициаров будет введен в действие в 2023 году. Но упомянутое выше решение Европейского суда с политической точки зрения может повлиять на позицию властей, пусть и не носит обязывающего характера для BVI. Однако владельцам компаний на BVI стоит исходить из того, что публичный реестр рано или поздно заработает.
Что меняет публичность
Российские налоговые резиденты, то есть физические лица, которые провели более 183 дней в году на территории России, обязаны подавать уведомления о своих контролируемых иностранных компаниях (КИК): один раз после покупки более 10% акций, а при владении более 25% (в отдельных случаях — 10%) акций еще и ежегодно, до 30 апреля, с приложением годовой финансовой отчетности таких компаний. Штрафы за неисполнение этих обязанностей могут составлять 1 млн рублей в год за каждую компанию.
Если прибыль компании превысила 10 млн рублей, контролирующее лицо обязано подать налоговую декларацию и уплатить НДФЛ с этой прибыли, даже если она не была им распределена, а осталась на счетах компании. Штраф за нарушение — до 50% от суммы неуплаченного налога. Очевидно, что нераскрытые КИК могут быть выявлены налоговыми органами с помощью данных открытого реестра бенефициаров.
Что делать
До конца февраля 2023 года можно воспользоваться объявленной в России налоговой амнистией — подать специальную декларацию, раскрыв в ней наличие КИК, что освободит контролирующее лицо от штрафов за неподачу уведомлений за все годы, кроме последнего — эти штрафы придется уплатить. От налога с прибыли КИК амнистия также не защитит.
Если до конца 2022 года КИК передаст имущество своему контролирующему лицу, у него не возникнет обязанности платить НДФЛ с дохода от стоимости такого имущества, а себестоимость имущества для КИК может быть применена бенефициаром при последующей продаже. Но для применения этой льготы КИК должен быть раскрыт.
Если компания более не нужна, ее можно ликвидировать. Так как на BVI эта процедура занимает примерно два-три месяца, вполне возможно успеть сделать это до создания реестра.
Наконец, компания может сменить страну учреждения в порядке редомициляции. Но с выбором пункта назначения нужно быть осмотрительным — реестры бенефициаров создаются во многих странах. Например, о готовности сформировать такой реестр объявили Каймановы острова.
Другие изменения
Бенефициарам компаний, созданных на BVI, нужно учитывать и иные изменения, которые внесены в Закон о компаниях. В отличие от реестра, они вступают в силу сразу — уже с 1 января 2023 года:
- компании будут обязаны готовить финансовую отчетность и сдавать ее своему регистрационному агенту до сентября следующего года. Таким образом, подготовка отчетности будет обязательной для всех компаний, и владельцы КИК уже не смогут ссылаться на отсутствие таких требований или на невозможность подготовки отчетности из-за санкционных ограничений;
- данные о директорах компаний будут содержаться в реестре;
- процедура принудительного исключения компании из реестра за нарушение требований законодательства будет завершаться ликвидацией компании, вместо семилетнего периода пребывания компании в статусе «вычеркнутой из реестра» (struck-off). Наиболее значимым последствием этого будет автоматический переход активов ликвидированной компании государству;
- в течение пяти лет после ликвидации компании она может быть восстановлена в реестре по решению суда.
Открытие реестров бенефициаров неизбежно в рамках глобального движения к публичности данных о конечных собственниках бизнеса, недвижимости и иных значимых активов по всему миру. Это будущее, которое в разных регионах мира наступает с разной скоростью. Тем, кто слишком полагается на недоступность сведений о своих компаниях для широкой публики, сейчас хорошее время переосмыслить такой подход, чтобы бизнес мог выдержать проверку временем.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов