Не время для мягких: почему людям с hard skills сейчас проще найти работу
Есть известное исследование, что лишь 15% успеха сотрудника зависит от уровня hard skills (жестких навыков — знания иностранных языков, программ, умения работать с оборудованием, делать вычисления и пр.), остальные 85% обуславливаются уровнем soft skills (мягких навыков — универсальных компетенций, которые влияют на коммуникацию в работе, но не поддаются измерению). У такого дисбаланса есть причины. Любая работа, даже на производстве, строится не только из профессиональных обязанностей. В любой организации мы имеем дело с людьми. Умение коммуницировать определяет карьеру руководителя, поскольку ему необходимо выстраивать вертикальные и горизонтальные связи, отстаивать свою позицию, уметь выходить из конфликтов.
Это подтверждал и опрос консалтинговой компании McKinsey 2020 года. Он показал, что компаниям выгоднее развивать своих текущих сотрудников, чем искать новых. Однако респонденты заметили, что больше всего хотят развить в своих работниках не профессиональные умения а, по сути, мягкие навыки: эмпатию, лидерство и адаптивность.
Спрос на мягкие навыки подтверждали и тренды рынка обучения им. По оценке Transparency Market Research от 2021 года, он должен был увеличиваться в среднем на 12,7% в год. Исследователи ожидали, что объем этого рынка составит почти $61 млрд к 2031 году. При этом доля корпоративного сегмента (корпоративные курсы по soft skills для сотрудников. — Forbes) увеличится до $19 млрд. Для сравнения: в 2019-м объем корпоративного обучения soft skills составлял $7,7 млрд. Я и сам видел, сколько внимания компании уделяют развитию мягких навыков у своих сотрудников. Почти 15 лет своей карьеры я работал в российском подразделении Microsoft и помню, что на обучение soft skills корпорация инвестировала в разы больше, чем в развитие hard skills у своих сотрудников.
Однако сейчас hard skills отыгрывают свои позиции как на глобальном, так и на российском рынке труда. Почему? Давайте разберемся.
Как теперь оценивают кандидатов за рубежом
Хотя прогнозы рецессии в США, Евросоюзе и Великобритании меняются от недели к неделе, глобального экономического кризиса не избежит никто: в октябре МВФ допустил вероятность замедления экономики до менее чем 2% роста в 2023 году. Мировые корпорации не могут себе позволить игнорировать такие сигналы и используют все возможные способы повышения эффективности затрат. Один из таких способов — оптимизация штата.
Одни приостанавливают наем сотрудников, как Amazon или Google. Другие сокращают штат, причем радикально — вспомнить те же увольнения в Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) и Twitter.
Можно поспорить о том, как компании выбирали и будут выбирать, кого сокращать. Но, так или иначе, обе меры оптимизации создают дефицит рабочих мест, который усиливает конкуренцию между кандидатами. В таких условиях у работодателя появляется уникальная возможность выбирать не просто лучших из лучших, но и самых подходящих из самых подходящих на конкретную должность с конкретными техническими компетенциями.
Зачем закрывать глаза на недостатки навыков, если у следующего кандидата они с большой вероятностью есть? Зато времени и ресурсов на доучивание работника во время кризиса у компании почти нет. Нужны готовые специалисты. Безусловно, тем, кто в итоге получит желаемую должность, придется какое-то время адаптироваться к работе. Но это время меньше, чем компании нужно будет потратить на обучения сотрудника жестким навыкам. Именно поэтому текущая ситуация складывается в пользу кандидатов, обладающих профессиональными умениями.
Конечно, в идеальной картине мире у кандидата одинаково безупречно развиты оба вида навыков — и жесткие, и мягкие. Однако так далеко не всегда случается. Например, владельцы крупных стартапов, обладая мощными hard skills, довольно часто берут себе в команду людей с развитыми soft skills, чтобы вести тяжелые переговоры.
Что происходит в наймом в России
В нашей стране ситуация на рынке труда выглядит приблизительно так же, однако на нее повлияли несколько иные факторы.
С февраля 2022 года и до конца весны рынок труда будто замирал. Многие менеджеры и высококвалифицированные сотрудники из самых разных областей покидали свои должности и меняли место жительства, из-за чего образовался дефицит кадров. Но и сам наем приостанавливался — меньше всего открытых вакансий в российских организациях было в мае. Однако в летние месяцы маятник качнулся в обратную сторону: из-за закрытия российских офисов зарубежных компаний на рынке стало много не только линейных специалистов, но и руководителей — людей, у которых должен быть априори высокий уровень soft skills. Но вакансий при этом сильно больше не стало. Следовательно, на рынке образовался профицит людей с мягкими навыками.
Логично предположить, что к высвободившимся кандидатам сейчас будут применяться другие способы отбора. Вероятнее всего, одними из главных критериев станут знание отрасли и профессиональный бэкграунд.
Сейчас перед многими отечественными компаниями стоят задачи не только по оптимизации или замене каналов сбыта, но и по импортозамещению. В технологических, производственных компаниях решение этого вопроса — краеугольный камень стабильной работы бизнеса. Из-за этого в некоторых областях вроде IT и инженерии спрос на сотрудников просто громадный. Но там нужны кадры со специфическими навыками и знаниями. Несмотря на то, что, чем выше уровень должности, тем меньше компетенции привязаны к отрасли, сегодня менеджер без фундаментальных знаний с большей вероятностью допустит ошибки, которые в условиях кризиса могут быть фатальными. По этой же причине после 24 февраля, когда я отбирал руководителя в один из департаментов Sitronics Group, я намеренно искал человека с более мощным техническим бэкграундом.
Что дальше? Я думаю, soft skills вряд ли уступят пальму первенства в пропорции с hard skills в целом. Но то, что мягкие навыки будут менее значимы для рекрутеров, чем раньше — вполне очевидно. Как долго продлится эта ситуация на рынке труда, зависит от длительности самого кризиса и вариантов выхода из него. А потому в ближайшее время кандидатам стоит подумать не только над тем, как презентовать умение решать рабочие конфликты, но и погрузиться в интересующую отрасль с головой, чтобы увеличить шансы на успешное трудоустройство.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора