Возвращение Нетаньяху: какие проблемы ждут новое правительство Израиля
Через три дня после прошедших 1 ноября парламентских выборов в Израиле процесс подсчета голосов подошел к концу. Бывшему премьер-министру и главе оппозиции Биньямину Нетаньяху, который проходит обвиняемым по трем уголовным делам, удалось преодолеть затянувшийся период равновесия между политическими блоками: партия Ликуд, которую он возглавляет, крайне правая партия «Религиозный сионизм» и две партии, которые представляют ультраотодоксальный сектор, получили феноменальную поддержку. Его противники в левоцентристском лагере потерпели крупное фиаско.
Впервые за последние три года Израиль определился с выбором — лагерь сторонников Нетаньяху получил 64 мандата из 120. На первый взгляд, это позволяет Нетаньяху — самому опытному израильскому политику — сформировать прочное правительство на ближайшие четыре года, до очередных выборов. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем так.
Стенка на стенку
Несмотря на серьезную разницу в количестве набранных мандатов, оказалось, что за объединяющий левоцентристов «блок перемен» и за «блок Нетаньяху» проголосовало почти равное количество израильских граждан. Вторые набрали больше мандатов потому что смогли объединить несколько партий в единое целое, тогда как в «блоке перемен» одна из партий — леволиберальная Мерец, не прошла электоральный барьер, а другая — «Наш Дом Израиль», осталась без соглашения по распределению остаточных голосов.
Есть и еще один нюанс — в теории «блок перемен» включает в себя арабские партии. На практике создать коалицию с ними весьма непросто — из-за серьезных идеологических разногласий. Уходящее правительство, которые возглавляли по очереди премьер-министры Нафтали Беннет и Яир Лапид как раз опиралось на арабскую партию РААМ, и на протяжении целого года оппозиция во главе с Нетаньяху обвиняла их в том, что они пошли на создание правительства вместе со «сторонниками террора». Вполне возможно, что после пятых за последние три года выборов, в Израиле, наконец, появится более-менее устойчивое правительство. Однако вряд ли оно сможет уменьшить глубочайший раскол в израильском обществе как по вопросу о лидере — «Нетаньяху или не Нетаньяху», так и по многим идеологическим линиям, от конфликта с палестинцами до отношений религии и государства.
В плену у радикалов
В правом религиозном лагере в Израиле празднуют победу, однако каждый израильский ребенок знает, что рано радоваться до тех пор , пока не пойдет белый дым и не будут подписаны все коалиционные соглашения.
На этот раз на политическую авансцену выдвинулись те, кого многие израильтяне откровенно называют экстремистами и фашистами: осужденный в прошлом за членство в террористической организации Итамар Бен-Гвир, его соратник, в прошлом устроитель анти-ЛГБТ акции «Парад скотов» Бецалель Смутрич и Ави Маоз, еще один «поклонник» ЛГБТ-общины, который также призывал расстреливать палестинцев, которые кидают камни. С помощью Нетаньяху они образовали союз «Религиозный сионизм» и получили 14 кресел в парламенте, набрав почти 700 000 голосов. С одной стороны, эта партия, которая открыто выступает за сегрегацию между евреями и арабами, готова помочь Нетаньяху с его главной проблемой: изменить судебную систему и либо заморозить, либо отменить судебный процесс против бывшего и будущего премьера. Но какой может быть плата за такую помощь?
«Религиозный сионизм», помимо ряда ключевых министерских портфелей, требует снятия любых ограничений развития израильских поселений на Западном берегу реки Иордан и принятия законов, ограничивающих права ЛГБТ-сообщества. Еще до выборов стало ясно, что хвост, в общем-то, вертит собакой, и что эти партнеры ручными не станут.
Нетаньяху мог бы избавиться от этой проблемы, обратившись к другим партиям, из «блока перемен», однако за последние годы его кредит доверия резко снизился. Несколько партий уже заявили, что не пойдут на создание коалиции с лидером Ликуд.
На виду у мира
Нетаньяху, который прекрасно разбирается в международных делах, знает, что если он предоставит правым радикалам важные министерские посты, пойдет на аннексию Западного берега Иордана или хотя бы одной из его частей (например, Иорданской долины) и расширит строительство поселений, то цена за эти действия будет слишком высокой. В Белом доме уже намекают на то, что планируют бойкотировать министров-экстремистов, а любое движение в сторону расширения права евреев молиться на Храмовой Горе, где расположена мечеть Аль-Акса, повлечет за собой резкое охлаждение в отношениях с арабскими странами.
В 2020 году «Авраамовы соглашения» о нормализации отношений Израиля с ОАЭ и Бахрейном были заключены как раз с условием отказа от аннексии Иорданской долины. Саудовская Аравия не пойдет на сближение с Израилем без движения в сторону мирного урегулирования с палестинцами. А в ЕС на аннексию Западного берега несомненно отреагирует санкциями и сокращением сотрудничества. Учитывая, что ЕС является крупнейшим торговым партнером Израиля, а от США зависит военная помощь, представить такой сценарий практически невозможно.
Вне зависимости от состава коалиции Нетаньяху придется доказывать западным партнерам Израиля, что он следует общей линии западных стран в отношении действий России на Украине, в особенности учитывая то, что раньше израильский лидер гордился своей близкой дружбой с Владимиром Путиным и использовал фотографию с ним в своей предвыборной кампании в 2019 году.
Все эти сложности накладывают на Нетаньяху немало ограничений: мир в 2022 году не похож на тот, к которому он привык. У власти в США находится президент-демократ Джо Байден, бразилец Жаир Болсонару, который когда-то сказал про Нетаньяху, что они с ним близки как «обрученная пара» только что проиграл выборы, Европа поставляет оружие Украине и удивляется тому, что Израиль от этого воздерживается. Удобная коалиция единомышленников может оказаться смертельной ловушкой, а любые другие варианты могут приблизить неминуемую развязку в суде. После очередных выборов одни израильтяне ликуют, а другие скорбят, и никто из них не готов к компромиссам, точно также как и три года назад, когда в стране начался бесконечный сезон голосований.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора