Выдача есть: стоит ли опасаться экстрадиции в США за нарушение режима санкций
17 октября 2022 года в миланском аэропорту Мальпенса по запросу США был задержан сын красноярского губернатора Артем Усс. Американская юстиция обвиняет его и еще несколько россиян в уклонении от санкций и отмывании денег. По версии следствия, обвиняемые организовали сложную схему получения американских технологий для дальнейшего их использования в российском ВПК, а также в обход санкций США продавали венесуэльскую нефть. Вашингтон будет добиваться экстрадиции Усса.
Нарушители режима
В случаях с обходом санкций обвиняемым грозит административная и даже уголовная ответственность. Может быть наложен штраф вплоть до двукратной суммы сделки, нарушающей санкции. Так, международный банк BNP Paribas был в 2014 году оштрафован почти на $9 млрд за нарушение санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана, 13 сотрудников были уволены по настоянию американских властей.
Уголовная ответственность за попытку обхода санкций предусматривает штраф в размере до $1 млн и/или лишение свободы на срок до 20 лет. В этом случае конкретное наказание зависит от характера нарушения: было ли оно злонамеренным и значительным, предполагало ли сложную цепочку участников для сокрытия конечных выгодоприобретателей.
Так, в 2021 году российского предпринимателя, главу компании «КС Инжиниринг» Олега Никитина приговорили к 24 месяцам тюремного заключения за попытку приобретения в США силовой турбины стоимостью $17,3 млн для подсанкционной российской компании. Для сделки были привлечены подставные лица, изготовлены подложные документы, покупатель указал, что турбина будет установлена в Атланте. Однако производитель заподозрил нарушение и обратился в ФБР. Правоохранители продолжили взаимодействие с Никитиным и задержали его вместе с соучастниками при заключении сделки. Их действия были квалифицированы как злонамеренная попытка обойти санкции в нарушение правил экспортного контроля и получения лицензии.
Но какова вероятность быть экстрадированным за нарушение санкций из третьей страны? Финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу, по всей видимости, предполагала, что это невозможно. В итоге она провела почти три года под домашним арестом в Канаде в ожидании экстрадиции. Власти США предъявили Мэн обвинения в финансовом мошенничестве в целях обхода санкций. Топ-менеджер была вынуждена признать, что Huawei на протяжении многих лет нарушала экспортные санкции в отношении Ирана. Мэн удалось избежать выдачи только после того, как она заключила соглашение с Минюстом США об отсрочке уголовного преследования.
В июле 2019 года Минюст США объявил об экстрадиции гражданина Ирана Бехзада Пурганнада, который был арестован в Германии еще в 2017 году за экспорт углеродного волокна из США в Иран в нарушение экспортных ограничений. Пурганнад был только финансовым гарантом сделок, однако способствовал их совершению своими действиями. Этого было достаточно для уголовного преследования. В итоге Пурганнад признал себя виновным и был приговорен к 46 месяцам тюремного заключения.
Основания для выдачи
Пока практика передачи обвиняемых в обходе санкций американскому правосудию не слишком обширна. На рассмотрение запросов из США у местных судов могут уходить годы. Более того, нарушение санкционного режима далеко не во всех странах считается преступлением. Тем не менее риск быть задержанным в третьей стране и выданным в США безусловно есть и он будет только расти. Например, в связи с расширением практики параллельного импорта. Конечно, если дело идет об импорте товаров, поставки которых в Россию запрещены, а не о замещении ушедшего с российского рынка поставщика.
Хотя американское правосудие фактически экстерриториально, возможности у него в той или иной стране разные. Большинство межгосударственных соглашений предполагают, что деяние, за которое запрашивается экстрадиция, должно признаваться преступлением и в запрашивающей, и в выдающей странах. В некоторых соглашениях содержится узкий перечень преступлений, за которые возможна выдача. Многие страны являются участниками санкционных режимов ООН, поэтому могут криминализировать нарушение санкций. Однако нельзя отождествлять санкционные режимы ООН и США, ведь санкции, согласно Уставу ООН, вводятся только на основании решения Совета безопасности ООН. При таком подходе нарушение санкционного режима США может и не быть уголовно преследуемым.
Кроме того, многие соглашения об экстрадиции содержат оговорки о политически мотивированных делах. Запрос по делу о нарушении санкций может быть сочтен политически мотивированным. Тогда выдающее государство имеет полное право отказать в выдаче. Впрочем, случается, что в вопросах экстрадиции страны руководствуются не столько правовыми, сколько внешнеполитическими соображениями. Ключевую роль играет характер отношений между странами.
Экстрадиция на карте
Условно можно выделить три группы государств — «красную», «зеленую» и «серую» — в зависимости от уровня риска выдачи юстиции США. Критериями здесь служат криминализация страной нарушения санкций, наличие экстрадиционной практики, внешнеполитический курс государства.
К «красной» группе можно отнести Австралию, страны ЕС и НАТО (за исключением Турции), Малайзию (можно вспомнить сравнительно недавний кейс экстрадиции гражданина КНДР за обход санкций), Новую Зеландию, Украину. Сюда же можно отнести и Таиланд после прецедента экстрадиции Виктора Бута — хотя речь в том деле шла не о нарушении режима санкций, важно отметить, что таиландский суд трижды отказывал в экстрадиции, подозревая, что дело политически мотивировано, но в итоге удовлетворил запрос США. В большинстве стран ЕС нарушение санкций является уголовным преступлением. В зависимости от конкретного государства и масштаба нарушения предполагается штраф или тюремный срок от шести месяцев до 12 лет. Поэтому даже транзит через эти страны может быть фактором риска: международный аэропорт является территорией государства, на которую распространяется его юрисдикция, законы, положения международных договоров, в том числе об экстрадиции.
В «зеленую» группу стоит включить Армению, Белоруссию, Вьетнам, Иран, Казахстан, Китай, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан. США не имеет соглашений об экстрадиции с этими странами, известная практика экстрадиции также практически отсутствует. Ряд европейских стран заключили с ними соглашения, однако выдача возможна по делам о международном терроризме, его финансировании, угоне воздушных судов, коррупции и отмывании денег, иных международных преступлениях, криминализированных на основании конвенций ООН. Кроме того, данные страны не присоединялись к санкционному давлению на Россию в 2022 году.
«Серая» зона — такие страны, как Азербайджан, Бразилия, Индия, Египет, Израиль, Сербия, ОАЭ, Индонезия. В их отношении сделать однозначный вывод трудно. Почти у всех этих стран есть соглашения об экстрадиции с США, или они присоединились к Европейской конвенции об экстрадиции. У них существует практика выдачи лиц за различные преступления, хотя и не за преступления, связанные с санкциями. Нарушение санкций в этих странах может караться законом, но речь идет о санкциях ООН и о внутренних санкционных режимах. Внешнеполитический курс этих стран может быть разным, но так или иначе в 2022 году они не присоединились к антироссийским санкциям.
К этой же группе следует отнести Турцию. В пользу этого говорит ее текущий внешнеполитический курс, отсутствие уголовного преследования за нарушение санкций. Более того, Турция сама была подвержена санкциям США. Вместе с тем эта страна — участник блока НАТО, Европейской конвенции, имеет соглашение об экстрадиции с США и имеет внушительную практику выдачи.
Приведенная здесь классификация стран во многом условна и не должна служить руководством к действию. Разумеется, нельзя назвать ее и исчерпывающей: о практике экстрадиции не указанных здесь государств мы знаем крайне мало для того, чтобы делать однозначные выводы. В любом случае стоит помнить, что процедура экстрадиции предполагает конфиденциальность запроса о ней. То есть лицо, разыскиваемое в США, может даже и не подозревать, что его ищут и могут арестовать на территории третьего государства.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора