К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поиск одобрения: как попасть в европейский стартап-акселератор и получить ВНЖ

Фото Andia / Universal Images Group via Getty Images
Фото Andia / Universal Images Group via Getty Images
Предприниматели из России могут получить вид на жительство в Европе, попав в аккредитованный страной акселератор или инкубатор. Однако для этого нужно доказать инновационность и масштабируемость проекта в европейской стране — только в этом случае он получит одобрение. Как это сделать, во сколько стартапу обойдется работа с акселератором и в каких странах план не сработает, рассказывает миграционный эксперт сервиса релокации Hello Move Павел Смирнов

У основателя российского стартапа, желающего попасть в зарубежный инкубатор, есть два пути. Первый — сначала обзавестись европейским видом на жительство (ВНЖ), а уже потом подаваться в акселераторы или искать инвестиции внутри страны. Второй — питчить проект акселераторам из желаемой страны, не имея европейского ВНЖ, и надеяться на то, что идея их зацепит и они помогут с переездом. 

Первый вариант, конечно, реалистичнее второго — в силу того, что не все стартапы имеют рабочий MVP (пилотную версию) и соответствуют критериям инновационности и масштабируемости, на которые акселераторы смотрят в процессе приема заявок. Кроме того, если юридическое лицо стартапа уже зарегистрировано в Евросоюзе, а фаундеры имеют местные ВНЖ, то в процессе подачи заявки в акселератор будет меньше проверок.

Второй вариант сложнее. Но может быть более востребованным для предпринимателей с хорошим бэкграундом, у которых есть новаторские проекты с MVP. К тому же этот способ менее затратный по сравнению с первым. 

 

Как же попасть в акселератор и получить европейскую «прописку»?

Проводник к ВНЖ

Получение ВНЖ в Европе через попадание в местный акселератор или инкубатор подходит всем основателям инновационных стартапов. Если акселератор аккредитован миграционной службой или министерством экономики европейской страны, попадание в него дает россиянам право получения стартап-визы. Это вид на жительство сроком от одного года до пяти лет. Его могут получить все члены команды стартапа (кофаундеры) и их семьи (супруги и дети до 18 лет). Члены семьи получают право на работу в найме, а основные заявители — на ведение бизнеса в стране. 

 

Во многих странах Европы есть развитая стартап-инфраструктура с большим количеством инкубаторов, единомышленников среди предпринимателей, регулярных мероприятий для них. Ее развитием занимаются в том числе государства, объединяя стартаперов и тех, кто желает в них инвестировать или сопровождать их. Государства выдают аккредитации на работу с иностранными стартапами проводникам в стартап-комьюнити, чтобы те фильтровали поток входящего в страну бизнеса и сами отбирали полезные для страны проекты. Эти проводники называются по-разному: инкубаторы во Франции и Португалии, фасилитаторы в Нидерландах, эндоресеры (от англ. endorsing bodies — структуры, одобряющие участие стартапов в инкубации) в Великобритании. Аккредитация государства есть у большинства популярных европейских стартап-акселераторов, например у модного французского Station F, нидерландских World Startup и TNW.

У проводников есть три основные функции: 

  1. Представить проект, прошедший первичную фильтрацию, профильному экономическому ведомству (например, в Нидерландах проекты отправляют в местную Службу иммиграции и натурализации, а также в агенство по предпринимательству) в лучшем свете, чтобы его там одобрили и признали перспективность для экономики страны. На практике в ведомствах одобряют 95% поступающих от инкубаторов заявок на стартапы.
  2. Помочь фаундерам стартапа в получении резиденции — ВНЖ. Зачастую инкубаторы сами ведут переговоры с миграционной службой по этому поводу.
  3. Инвестировать в стартапы или помочь им привлечь инвестиции от других интересантов.

Важно отметить, что для самих инкубаторов или акселераторов стартапы — это кормушка. За свои услуги, как правило, они берут плату. Ежемесячная стоимость услуг инкубаторов сильно отличается в зависимости от страны, диапазон цен — от €100 до €1500. Например, в Нидерландах это около €800, а в Португалии — €200–400. За эту стоимость инкубатор обязуется поручиться за проект в стране для получения им резиденции и ввести его в местную стартап-экосистему. Договор с ними обычно подписывается на год.  

 

У инкубаторов есть и расширенные пакеты услуг. Они включают поддержку бухгалтеров, юристов, помощь с поиском инвесторов, арендой офиса и пр. На это уже придется раскошелиться — ценник таких пакетов запросто может доходить до €3500 в месяц. Иногда, кроме ежемесячной оплаты, инкубаторы предлагают иные условия работы: некоторые готовы вкладывать в проект собственные инвестиции в размере €50 000–100 000 в обмен на долю или получение процента от ежемесячной прибыли в течение определенного срока. Все зависит от вашего проекта, того, как вы его представите и о каких условиях удастся договориться.

Как подать заявку в акселератор

Списки аккредитованных инкубаторов и акселераторов, как правило, есть на официальных сайтах программ стартап-виз стран ЕС. Там же есть полезные ссылки и форма для отправки заявки. Вот, например, сайт с контактами инкубаторов во Франции. 

Последовательность действий: 

  1. Находим сайт стартап-программы интересующей страны и изучаем возможности: сколько в стране инкубаторов, какие рекомендации дают проектам, какие проекты они хотят видеть. Например, часто пишут, что консервативные бизнес-модели вроде ретейла или булочной не подходят — нужны высокотехнологичные стартапы.
  2. Готовим презентацию проекта. Ее лучше делать емкой и понятной, не растекаясь на 25 слайдов. Лучше прикрепить презентацию к форме заявки, но можно отправить ее в инкубатор и после того, как он ответит на ваше первое письмо или заявку.
  3. Заполняем форму заявки. Как правило, на этом этапе, помимо презентации, нужны резюме основателей и их контакты.
  4. Ждем ответа. В тот же день, когда вы направите заявку, вам придет стандартная отбивка. А дальше — как повезет. Время ожидания ответа предсказать сложно. Если вам не отвечают, то стоит проявить настойчивость: найти на сайте стартап-программы контакты интересующего инкубатора и написать ему на почту.

В случае заинтересованности инкубатора с вами обязательно свяжется его представитель и предложит прислать материалы по проекту или позовет сделать небольшой онлайн-питч. Как правило, на презентацию дают 15 минут — после представители инкубатора будут задавать вам вопросы о проекте и его перспективах. Если все пройдет хорошо, вам предложат обсудить условия и подписать контракт. 

Для подписания контракта и последующей отправки ваших документов в министерства и миграционную службу у вас могут попросить загранпаспорт (желательно, чтобы до окончания срока действия было не менее трех лет), диплом об образовании и прочие сертификаты, подтверждающие квалификацию, с переводом и апостилями, справку о несудимости с апостилем, банковскую выписку о наличии у вас средств на проживание в ближайший год (сумма зависит от страны). Кроме того, акселератор попросит у вас бизнес-план проекта, финансовую модель, текстовый питч. При этом список документов и порядок их предоставления сильно меняется от страны к стране, а также зависит от самого стартапа. Вам может понадобиться только паспорт и материалы по проекту, а могут дополнительно попросить соглашения о намерениях с потенциальными клиентами в стране. 

 

Инкубатор направит полученные от вас документы на одобрение в профильное министерство и миграционную службу. Там, в свою очередь, должны выдать сертификат одобрения проекта, с которым соискатели стартап-визы отправляются в консульство интересующей страны за въездной визой. После переезда эту визу можно обменять на вид на жительство.

Есть несколько практических советов для тех, кто решил подать заявку в европейский акселератор, не имея вида на жительство: 

  • Поймите, в чем состоит инновационность вашего проекта. Это одна из ключевых характеристик, по которой акселератор, а затем и профильное министерство выносят решение, подходит ли им стартап. При этом инновационность не означает, что ваш проект должен быть связан с IT. Это значит, что вы должны делать продукт не так, как конкуренты. Например, вы создаете новые решения в своей нише, адаптируете технологии из других областей. В таком случае вашу заявку, скорее всего, одобрят. Оптимизация процессов тоже может быть признана инновацией, но в последнее время акселераторы и инкубаторы относятся к «оптимизирующим» проектам прохладнее, а предпочтение отдают deep tech (наукоемким. — Forbes) проектам.
  • Проанализируйте конкурентов. Вы должны четко показать, в чем ваше ключевое отличие от конкурентов и ведущих игроков рынка, на котором вы хотите развиваться. Выделите лидеров рынка и распишите, почему потенциальный клиент выберет вас, а не имеющиеся альтернативы. Не стоит писать, что у вашего проекта нет конкурентов — для акселератора или инвестора это может означать, что в вашей нише просто нет денег, потому и конкуренция отсутствует. 
  • Создайте MVP. Чем богаче страна, куда вы хотите перебраться со стартапом, тем более проработанным и завершенным должен быть пилотный продукт. Как правило, акселераторы и инкубаторы хотят видеть рабочий прототип — модели, устройства, сайта, приложения и т. д.
  • Рассчитайте финмодель. Любой инкубатор хочет видеть четкую финмодель на ближайшие пять лет жизни проекта. Он ждет, что в ней будет прогноз по прибыли и развитию проекта. При этом лучше давать оптимистичный прогноз. Любой инвестор захочет работать с проектом, который покажет в финмодели, что он сможет стать «единорогом» (компанией стоимостью $1 млрд и более. — Forbes). А если фаундеры, наоборот, стараются показать приземленные, более-менее гарантированные цифры, то их проекты менее привлекательны для вложений.
  • Соберите сильную команду. Все задачи кофаундеров в проекте должны быть четко расписаны и подкреплены бэкграундом — опытом или образованием. В Европе до сих пор любят русское классическое образование (топ-30 российских вузов, ученые степени, диссертации) и ценят богатый профессиональный опыт. Но если у вас опыт в российских санкционных компаниях — об этом стоит умолчать. Если есть возможность включить в состав фаундеров иностранца с европейским паспортом или россиянина с европейским ВНЖ — сделайте это. В таком случае шансы проекта и на одобрение, и на получение инвестиций в дальнейшем серьезно возрастают.

В акселераторы каких стран попасть не получится

Проекту, желающему попасть в иностранный инкубатор или акселератор, стоит учитывать еще и санкционные обстоятельства. Так как это частные организации, работать или не работать с проектами из России — это их выбор. Сейчас одни инкубаторы игнорируют российские заявки, другие прямо говорят, что не работают с русскими, третьи тщательно изучают проект и пытаются понять, есть ли в нем российские деньги. С российскими деньгами европейские акселераторы стараются связываться минимально. Если раньше солидный трекшен, пусть и в России, был плюсом и одним из решающих факторов для успеха стартапа, релоцирующегося в ЕС, теперь весь российский трекшен стартапа расценивается как токсичный: показывая его, фаундеры рискуют не найти менторов в ЕС. 

Официально в этом году перестали работать с русскими стартапами страны Прибалтики и Испания. Тем не менее подача на стартап-визу Испании для россиян возможна напрямую из страны. Есть и ряд стран, которые официально не останавливали выдачу стартап-виз россиянам, но пройти процедуру в которых стало очень непросто. Они либо игнорируют российские заявки, либо в условиях их программ есть первоначальные инвестиции, а произвести их с российских счетов невозможно. К таким странам относятся Нидерланды, Великобритания и Ирландия.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+