Ограниченный эффект: может ли Алла Пугачева повлиять на политические настроения
Был в первой половине 90-х годов среди моих знакомых политтехнологов термин «эффект Аллы Пугачевой». Описывал он успех визита политика во враждебно настроенный к нему регион. Ну, например, лидера «Демократического выбора России» Егора Гайдара в область «красного пояса» (области с устойчивой поддержкой КПРФ на выборах — Смоленская, Брянская, Калужская, Воронежская, Саратовская и др. — Forbes). Несмотря на все вопросы и претензии к нему, все залы были заполнены и провожали неприятного в целом политика чуть ли не овацией. Гайдар возвращался в Москву твердо уверенный в том, что ему удалось переломить настроения и добыть народной любви, однако итоги голосования обычно этого не подтверждали. «Тут важно, не что говорит, а кто говорит, — объясняли политтехнологи. — Люди приходят не к лидеру партии, а к человеку из Москвы, который много знает, Ельцина видел и вообще расскажет что-нибудь — в общем, на него идут, как на Аллу Пугачеву». Имя певицы в данном случае было абсолютным критерием популярности — действительно, кто может быть знаменитей Пугачевой?
Песня-2022
Так получилось, что осенью 2022-го Алла Пугачева стала частью эффекта имени себя.
Запись в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — «Прошу зачислить меня в ряды иноагентов» — вызвала у части общества довольно сильные положительные эмоции, местами доходящие до восторга. Помимо уважения к решительной и откровенной позиции Аллы Пугачевой, не ограничившейся проявлением солидарности с мужем, артистом Максимом Галкиным (признан иноагентом), к радости примешивалась и надежда. Если такой популярный человек выступил против политического курса, значит, есть шанс на то, что население к этим словам прислушается. Авторитет Пугачевой в этой логике — своего рода антидот против государственной пропаганды. Тем более что, согласно массовой иллюзии, пропаганду смотрят по телевизору, а Пугачева пела там же. «Голубой огонек-2022» должен одолеть программу «Время». И, значит, появляется возможность перемен, о которых до того можно было только мечтать. Самые большие оптимисты начали строить планы на президентские выборы.
В надежде есть и немного горечи. Многие из тех, кто выражает поддержку Алле Пугачевой, имели возможность обращаться к аудитории, однако либо потеряли такую возможность, либо аудитория не так велика и давно уже не влиятельна. Потому и звучит подспудно: «Если люди не услышали нас, то, может быть, услышат своего настоящего кумира».
Решительность и откровенность Пугачевой не вызывают сомнений. Кстати, и популярность тоже, сколько бы ее противники сейчас не убеждали себя и своих преданных читателей, что лучшие времена певицы прошли. Но только вот о серьезном влиянии ее слов на ситуацию речь, наверное, все-таки не идет. Дело тут не в ней, а в отношении граждан к творческой интеллигенции, вне зависимости от политической позиции.
Творчество и политика
Пока артист остается артистом, его участие в политической активности воспринимается людьми как факультативная забава или коммерческий проект. Может ли артист всерьез пойти в политику? Да, может, но заработанные ранее авторитет и популярность придется оставить у входа.
Артисты, певцы, музыканты, творческая интеллигенция в целом — обязательные участники политического и пропагандистского процесса, и пока выборы были конкурентными, и когда они такими быть практически перестали. Митинг-концерт в поддержку кандидата, фото на предвыборном плакате популярного актера и соискателя выборной должности — форматов было превеликое количество.
Однако оценить реальную эффективность призыва героев популярного сериала поддержать кандидата Х все-таки довольно сложно. Скорее, привлечение артистов было и есть частью обязательной программы политико-административного менеджмента, доказательством серьезных намерений кандидата (или действующего начальника). Раз привлек артистов, тем более знаменитых, — значит, располагает серьезным ресурсом. Раз есть ресурс — значит, есть поддержка. Раз есть поддержка — значит, все согласовано. В этом плане представители творческой интеллигенции воспринимаются скорее как атрибут политической кампании, нежели как самостоятельные актеры.
Но там, где артисты выступают самостоятельно, все равно сложно оценить эффект от их слов. Юрий Шевчук является активным пацифистом, он выступает (точнее, выступал) на каждом концерте с призывами, за которые суд потом его штрафовал. Но остается вопрос: переубедил ли кого-то Шевчук своими речами между песнями или на концерты приходят в основном те, кто с ним и так согласен? Или не согласен, но Юру музыканта любит больше, чем Юру «горлопана главаря». В любом случае политические взгляды остаются неизменными.
Считается, что песни, особенно хорошие, формируют взгляды человека. Но ведь песни появляются и тогда, когда их есть кому слушать. Не случайно Борис Гребенщиков написал «Поезд в огне» именно в 1988 году: ни пятью годами раньше — это бы никто почти не понял, ни пятью годами поздней — это было бы никому не нужно.
Те, кто любят певицу Пугачеву, будут любить ее и дальше, уже потому, что это часть жизни. Если последние слова покажутся кому-то неуместными — что ж, она «всегда немного дурила». Люди, которые зауважают Пугачеву за последнее заявление, может быть, теперь снова полюбят ее творчество или перестанут стесняться своих симпатий, но их позиция тоже не переменится. Многие Пугачеву не любят — но вряд ли кто-то из последовательных противников путинского курса сменит взгляд на жизнь только потому, что Пугачеву теперь можно считать его союзником.
Формула «если Евтушенко против колхозов, то я за» работает только в том случае, если использующему ее человеку не очень интересны колхозы. Политическую позицию так не занимают.
Другой вопрос, если Алла Пугачева действительно решит стать общественным деятелем, а ее заявление — только первый шаг к обретению себя в принципиально другой роли. Но это будет уже совсем другой сюжет. Потому что тогда такой певицы точно не будет, а начинающий политик столкнется с прессингом такой интенсивности, что светские папарацци покажутся персонажами доброй семейной комедии.
С другой стороны, решительность и откровенность — довольно редкий товар. Может, и получится.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора