Мифы и суеверия: почему информатика теперь — это необходимая наука об окружающем мире
Компьютерные специальности
Фундаментальные знания об окружающем мире меняются неспешно, а из научных кругов в общеобразовательные институции новые концепции просачиваются еще медленнее. Долгое время это имело смысл: пусть новое знание отстоится, подтвердится, обретет общепринятые формулировки и пройдет проверку временем.
Все это было хорошо, пока мы неспешно познавали сам по себе медленно изменяющийся материальный мир и неторопливо его местами модифицировали. В XXI веке, особенно начиная со второго его десятилетия, ситуация поменялась. Мы сами начали как никогда быстро строить сложную структуру цифровой стороны мира, которая очень скоро стала заметно влиять на жизнь каждого человека. Знания об этой цифровой стороне уже нельзя передавать следующим поколениям с присущей образовательным институциям медлительностью.
Сентябрь традиционно принято начинать с разговоров на тему образования по случаю стартующего учебного года. В этих разговорах регулярно всплывает тема цифровой грамотности, но люди понимают эту грамотность неоправданно узко. Определение этого термина в «Википедии», где якобы должно содержаться актуальное знание, вообще вызывает некоторую оторопь:
Одновременно про цифровые технологии в связи с образованием будут много говорить с точки зрения профессиональной подготовки и обучения так называемым компьютерным специальностям. Информатику в школе продолжат рассматривать как профориентационную дисциплину, задача которой — помочь стране получить в будущем миллионы программистов. Это очень однобокая и ущербная точка зрения для 2022 года.
От нее веет ХХ веком или, в лучшем случае, нулевыми годами нынешнего века. Сейчас полезно как раз оглянуться на конец нулевых и понять, что именно тогда случились почти одновременно несколько событий, которые сейчас совершенно изменили требования к тому, чему и как надо обучать в школе в рамках предмета со странным названием «информатика».
Три технологии
В 2008 году поступил в продажу iPhone 3G. В этом карманном устройстве использовались три технологии, которые именно в сочетании друг с другом определили важнейшие свойства цифровой стороны современного мира:
- Этот смартфон использовал очень простой и интуитивно понятный графический интерфейс и чувствительный к прикосновениям экран — тачскрин. Исчезли мучения с мелкими кнопочками и стилусом, а экран полностью занял всю лицевую поверхность устройства. Перед началом работы не требовалось проходить курсы или читать самоучитель -- освоить такой смартфон мог сколь угодно далекий от техники и компьютеров человек.
- Для связи использовался протокол 3G, который уже давал возможность пользоваться многими интернет-сервисами того времени с приемлемой скоростью (около 3 Мбит/с) где угодно в городе, а не только в помещении с Wi-Fi.
- В смартфоне появился GPS, это позволило начать развиваться интернет-сервисам, для пользования которыми необходимо было знать географические координаты устройства. Такие привычные сегодня интерактивные карты, навигаторы, службы вызова такси без этого не появились бы.
Прошло меньше 15 лет, и теперь мы живем в мире, где 83% населения планеты, 6,6 млрд людей пользуются смартфонами и в процессе участвуют в беспрецедентном по масштабам глобальном краудсорсинговом проекте — создают динамического цифрового двойника многих аспектов материального мира. Геопривязанные фотографии и видео, транспортная ситуация на дорогах в реальном времени — это все следствие того факта, что вокруг нас в воздухе разлит быстрый интернет, наш смартфон обладает камерой, заставившей нас забросить традиционные фотоаппараты, и он всегда точно знает свое местонахождение. И очень важно, что таких смартфонов — миллиарды: размер в этом случае имеет большое значение.
Эта попытка немножко порефлексировать на тему очевидных свойств технологических продуктов и устройств повседневного пользования призвана помочь увидеть главную проблему сегодняшнего понимания информатики и цифровой грамотности. И позиционирования этих дисциплин в разных образовательных процессах.
Цифровая сторона жизни
Информатику, как предмет, призванный знакомить школьников с цифровой стороной нашей жизни, уже не совсем адекватно рассматривать как профориентационную дисциплину. Физику в школе преподают не для того, чтобы немногие выпускники пошли в науку и стали заниматься физическими исследованиями профессионально. Просто без понимания основ физики жить в физическом мире неудобно, сложно и местами страшно всем без исключения: чтобы адекватно воспринимать и до какой-то степени понимать происходящее вокруг, неплохо знать законы и правила этого физического мира, принципы его устройства. То же самое относится и к преподаванию химии или биологии — это знакомство учеников с фундаментальными принципами устройства материального мира и жизни вокруг. Но в жизни всех нас (и всех школьников в частности) цифровая сторона теперь занимает не меньшее место, чем физическая, и понимание принципов мироустройства этой цифровой стороны сейчас не менее важно.
А если уж всерьез говорить о профессиональной подготовке и будущей карьерной траектории современных школьников, то тут тоже сразу выяснится, что знакомство с цифровыми технологиями является универсальной потребностью. Называть эти технологии информационными — значит изначально искажать их смысл и принижать их важность. И речь не про умение пользоваться поиском или офисными приложениями: уже почти не осталось областей человеческой деятельности, где бы отсутствовали специфичные цифровые инструменты, без владения которыми невозможно стать профессионалом.
Целое направление digital humanities или системы генеративной графики на основе искусственного интеллекта, которые возникли в этом году и мгновенно завоевали популярность — два ярких примера того, насколько важными становятся цифровые технологии в сугубо гуманитарных областях. Так что и профориентационный взгляд на информатику требует пересмотра содержания курсов и их регулярной глубокой актуализации.
Там, где нет понимания и знания, образовавшуюся пустоту всегда заполняют мифы и суеверия, которые для того и существуют, чтобы успокаивать человека иллюзией понимания происходящего вокруг и с ним персонально. Но полагаться на мифологию в своих решениях — опасно. Чтобы защитить от этой опасности тех, кто сейчас учится и готовится ко взрослой жизни, неплохо бы пересмотреть отношение к информатике, суть и статус ее преподавания. Потому что понимание цифровой стороны нашей жизни и умение полноценно ею жить нужно всем без исключения — чем дальше, тем больше.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора