Кадровый вызов: почему ради назначения Дениса Мантурова Дума прервала каникулы
Есть апокриф, что, когда в 2004 году Владимир Путин отправлял в отставку главу правительства Михаила Касьянова, то только от увольняемого премьера узнал, что тот пришел с коллективом, с коллективом и уйдет. Что по Конституции нельзя уволить только премьер-министра — надо и весь кабинет. В планах увольнение всех министров не значилось, но процедуру соблюли досконально. Так или иначе, но Михаил Фрадков, сменивший Михаила Касьянова, утверждался Думой дважды за три месяца: один раз в марте, а потом уже в мае 2004-го сложил полномочия перед избранным президентом и тут же получил их обратно.
Эффект домино
Эта история вспомнилась, когда в июле 2022 года только что ушедшая на каникулы Госдума была спешно собрана обратно. Якобы депутатам не дали провести региональную неделю перед отпуском, потому что и в Кремле, и в Белом доме забыли — теперь вице-премьера просто так назначить нельзя, теперь вице-премьеров утверждает Госдума. И вот ради Дениса Мантурова, ну и еще большого пакета законопроектов, для которых не хватило времени в весеннюю сессию, 15 июля было проведено внеочередное заседание нижней палаты.
Исключать, конечно, ничего нельзя, однако в этом случае интересны причины кадровой спешки. Версий — превеликое множество.
Первая предполагает, что спешно надо было освободить Дмитрия Рогозина для большой политической работы на украинском направлении, о которой всю неделю сообщали вездесущие инсайдеры, и тогда все организовалось по методу падающего домино. С работой Рогозина мог бы справиться только Юрий Борисов, а его в правительстве способен подменить в полном объеме исключительно Денис Мантуров. Ясно, что такой важный участок, как ОПК, не может курироваться просто министром — поэтому последовало повышение в статусе.
Про новое назначение Рогозина, правда, пока ничего не известно, и вряд ли новое трудоустройство может быть настолько срочным. Кроме того, традицию назначения и. о. никто не отменял, и если уж МЧС в таком режиме работало больше полугода, то и «Роскосмос» продержался бы какое-то время.
Незаметное наказание
Вторая версия гласит, что все это — наказания за скверную работу, плоды которой в ряде областей видны невооруженным глазом. Однако непонятно, кого наказывают, за что наказывают, и главное — как наказывают. Мантуров прошел через Думу триумфально — и дело не только в количестве голосов. Это был если и не триумф, то уж точно овации. Представители фракций соревновались в комплиментах, а коммунист, хваливший ничуть не меньше других нового вице-премьера, за замечание о том, что 150 депутатов сомневались, надо ли спешно возвращаться в Москву, получил легкий нагоняй от спикера.
Если наказать хотели Юрия Борисова, то получается, что и Рогозина в свое время наказывали, он же переехал в «Роскосмос» из Белого дома как раз четыре года назад. Но теперь уже бывший начальник «Роскосмоса» все эти годы свою новую работу наказанием не считал. Да и в ведомстве, которое меняет начальников раз в три-четыре года, трудно как-то быстро проявить себя.
Навстречу первому
Третья, слегка фантастическая версия предполагает быстрый карьерный рост Дениса Мантурова, и вице-премьерская должность — только очередная ступенька. И не о политических должностях, конечно, речь идет, а о посте самого первого первого вице-премьера, каким когда-то были Олег Сосковец, Анатолий Чубайс, Николай Аксененко, Михаил Касьянов, Игорь Шувалов. Чаще всего так бывает, когда премьер-министр занят скорее на политическом фронте, а значительную часть обязанностей ведет его самый первый заместитель.
Поверить в эту версию мешает то, что Михаил Мишустин совсем не политический премьер-министр и, кажется, не хочет им становиться. А в такой конфигурации самый первый первый вице-премьер превращается в немного лишнее звено. Впрочем, иногда и неполитическим премьерам приходилось терпеть такие обстоятельства.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора