К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Изменение маршрута: как государство может смягчить кризис в российском автопроме

Ульяновский автомобильный завод (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Ульяновский автомобильный завод (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Санкции резко изменили ситуацию в автомобильной отрасли — падение рынка в 2022 году может составить до 50%. Государству и инвесторам теперь стоит ориентироваться не на экспорт, а на внутренний спрос, который можно поддержать стимулированием автокредитования и развитием инфраструктуры в регионах, считает директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» (ранее PwC) Виктория Синичкина

Заезд для инвесторов

С момента принятия в 2005 году постановления правительства о режиме промышленной сборки в автопроме в Россию пришло немало иностранных производителей. Большинство из них привозили к нам на сборку старые автомобили на списанных производственных линиях. Это были модели, которые исчерпали потенциал рынка сбыта в европейских странах, но вполне соответствовали потребностям развивающихся стран.

Ситуация с предложением более новых моделей существенно улучшилась с введением в 2015 году дополнительных механизмов в виде специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые учитывали локализацию производства и в обмен на льготы требовали от инвестора раскрытия производственных планов и объемов сбыта. 

В результате к 2022 году производственный портфель многих автопроизводителей был сильно адаптирован к российскому рынку, поэтому они вряд ли сразу закроют бизнес в России — затраты на перенос производства в другие страны будут слишком высокими и придется искать новые рынки сбыта. Сейчас они пережидают период перебоя в автокомпонентах, длящийся уже два года и вызванный сбоями в цепочках поставок в пандемию.

 

В такой ситуации вероятным сценарием становится временная заморозка производства при сохранении на будущее возможности заключения партнерств с российскими компаниями, но уже на новых условиях.

Разрушение спроса

Российский рынок всегда был чувствителен к колебаниям курса рубля, который, в свою очередь, сильно зависит от цен на нефть. Своего пика рынок легковых автомобилей в России достиг в 2012 году, когда было продано 2,76 млн автомобилей. Планомерное снижение покупательной способности, усугубившееся разрывом в поставках и сокращением производства из-за дефицита полупроводников, привело к падению рынка в 2021 году до 1,4 млн автомобилей. В 2022-м продажи могут сократиться еще на 30-50%.

 

Поддержать рынок могли бы меры стимулирования потребителей — кредитование и лизинг (для юридических лиц). С начала этого года число выданных автокредитов уже упало более чем вдвое. Пока предложенные Минпромторгом и одобренные на совещании у президента 16 июня меры предполагают выделение 20,7 млрд рублей на поддержку потребительского спроса до конца года. Это поможет быстро организовать поставки автомобилей, включая коммерческий транспорт и спецтехнику, из стран, которые не ввели санкции против России. Конечно, насыщение рынка автомобилями из развивающихся стран несет риски снижения экологических и технических требований — особенно это касается коммерческого транспорта. Важно, чтобы такая ситуация была временной, и после стабилизации рынка требования к безопасности и уровню выбросов автомобилей были возвращены на докризисный уровень.

Еще одна тенденция, которая наблюдалась на рынке еще до 2022 года и теперь, очевидно, сохранится на ближайшие несколько лет, — это смещение спроса в сегмент подержанных автомобилей из-за сокращения покупательной способности населения. Дилеры уже переориентировались на маржинальные продажи подержанных автомобилей, что позволило избежать массового ухода с рынка.

Смена стратегии

Сейчас российским производителям очень нужна поддержка в создании собственных инновационных автомобилей. Очевидно, что сразу и самостоятельно организовать такое производство из отечественных автокомпонентов невозможно — нужно время на проведение R&D и налаживание поставок комплектующих. Здесь возможно сотрудничество с иностранными партнерами. Самое важное при этом — равноправное партнерство, получение доступа к технологически важной документации, максимальная локализация, чтобы снять риски закрытия производства в будущем. Но придется создать условия для привлечения иностранных компаний, и здесь опять могут помочь СПИКи. Важно, чтобы в России активно развивались наукоемкие направления автомобилестроения, например электроника. Успешная локализация производства позволит загрузить автокомпонентные производства, которые последние несколько лет находятся в упадке, и создать тысячи рабочих мест.

 

Однако придется существенно пересмотреть стратегию развития российского автопрома. Сейчас она предполагает унификацию производства автокомпонентов и значительный рост выпуска автомобилей, в том числе ради экспорта, на который в ближайшие годы рассчитывать вряд ли стоит. Скорее всего, производителям придется ориентироваться на внутренний российский рынок. И здесь тоже многое зависит от государства. Сейчас большая часть автомобильного парка сосредоточена в регионах с развитой инфраструктурой и мягким умеренным климатом, таких как Москва и Московская область. Развитие городской инфраструктуры (например, для автомобилей, подключенных к интернету, электромобилей, каршеринга) в удаленных от столиц регионах помогло бы диверсификации и увеличению внутреннего спроса на автомобили.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+