Изменение маршрута: как государство может смягчить кризис в российском автопроме
Заезд для инвесторов
С момента принятия в 2005 году постановления правительства о режиме промышленной сборки в автопроме в Россию пришло немало иностранных производителей. Большинство из них привозили к нам на сборку старые автомобили на списанных производственных линиях. Это были модели, которые исчерпали потенциал рынка сбыта в европейских странах, но вполне соответствовали потребностям развивающихся стран.
Ситуация с предложением более новых моделей существенно улучшилась с введением в 2015 году дополнительных механизмов в виде специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которые учитывали локализацию производства и в обмен на льготы требовали от инвестора раскрытия производственных планов и объемов сбыта.
В результате к 2022 году производственный портфель многих автопроизводителей был сильно адаптирован к российскому рынку, поэтому они вряд ли сразу закроют бизнес в России — затраты на перенос производства в другие страны будут слишком высокими и придется искать новые рынки сбыта. Сейчас они пережидают период перебоя в автокомпонентах, длящийся уже два года и вызванный сбоями в цепочках поставок в пандемию.
В такой ситуации вероятным сценарием становится временная заморозка производства при сохранении на будущее возможности заключения партнерств с российскими компаниями, но уже на новых условиях.
Разрушение спроса
Российский рынок всегда был чувствителен к колебаниям курса рубля, который, в свою очередь, сильно зависит от цен на нефть. Своего пика рынок легковых автомобилей в России достиг в 2012 году, когда было продано 2,76 млн автомобилей. Планомерное снижение покупательной способности, усугубившееся разрывом в поставках и сокращением производства из-за дефицита полупроводников, привело к падению рынка в 2021 году до 1,4 млн автомобилей. В 2022-м продажи могут сократиться еще на 30-50%.
Поддержать рынок могли бы меры стимулирования потребителей — кредитование и лизинг (для юридических лиц). С начала этого года число выданных автокредитов уже упало более чем вдвое. Пока предложенные Минпромторгом и одобренные на совещании у президента 16 июня меры предполагают выделение 20,7 млрд рублей на поддержку потребительского спроса до конца года. Это поможет быстро организовать поставки автомобилей, включая коммерческий транспорт и спецтехнику, из стран, которые не ввели санкции против России. Конечно, насыщение рынка автомобилями из развивающихся стран несет риски снижения экологических и технических требований — особенно это касается коммерческого транспорта. Важно, чтобы такая ситуация была временной, и после стабилизации рынка требования к безопасности и уровню выбросов автомобилей были возвращены на докризисный уровень.
Еще одна тенденция, которая наблюдалась на рынке еще до 2022 года и теперь, очевидно, сохранится на ближайшие несколько лет, — это смещение спроса в сегмент подержанных автомобилей из-за сокращения покупательной способности населения. Дилеры уже переориентировались на маржинальные продажи подержанных автомобилей, что позволило избежать массового ухода с рынка.
Смена стратегии
Сейчас российским производителям очень нужна поддержка в создании собственных инновационных автомобилей. Очевидно, что сразу и самостоятельно организовать такое производство из отечественных автокомпонентов невозможно — нужно время на проведение R&D и налаживание поставок комплектующих. Здесь возможно сотрудничество с иностранными партнерами. Самое важное при этом — равноправное партнерство, получение доступа к технологически важной документации, максимальная локализация, чтобы снять риски закрытия производства в будущем. Но придется создать условия для привлечения иностранных компаний, и здесь опять могут помочь СПИКи. Важно, чтобы в России активно развивались наукоемкие направления автомобилестроения, например электроника. Успешная локализация производства позволит загрузить автокомпонентные производства, которые последние несколько лет находятся в упадке, и создать тысячи рабочих мест.
Однако придется существенно пересмотреть стратегию развития российского автопрома. Сейчас она предполагает унификацию производства автокомпонентов и значительный рост выпуска автомобилей, в том числе ради экспорта, на который в ближайшие годы рассчитывать вряд ли стоит. Скорее всего, производителям придется ориентироваться на внутренний российский рынок. И здесь тоже многое зависит от государства. Сейчас большая часть автомобильного парка сосредоточена в регионах с развитой инфраструктурой и мягким умеренным климатом, таких как Москва и Московская область. Развитие городской инфраструктуры (например, для автомобилей, подключенных к интернету, электромобилей, каршеринга) в удаленных от столиц регионах помогло бы диверсификации и увеличению внутреннего спроса на автомобили.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора