Совет Европы: почему Владимиру Зеленскому трудно вернуться к переговорам с Москвой
На первый взгляд, в недавнем коллективном визите в Киев президента Франции Эммануэля Макрона, федерального канцлера Германии Олафа Шольца и премьер-министра Италии Марио Драги никакой особой интриги вообще не просматривается. В столицу Украины сегодня идет буквально паломничество политиков, чиновников и руководителей всевозможных международных организаций. Для каждого гостя это беспроигрышный политический ход — можно продемонстрировать солидарность с украинским народом, показать образец личного мужества и подтвердить неизменную решимость всемерно противостоять Москве.
Для президента Зеленского и его команды прием высокопоставленных гостей из Европы — это тоже несомненный весомый PR-бонус. Визит такого уровня позволяет удерживать украинскую тему в центре международного общественного внимания, активно продвигать свои требования к Евросоюзу и сохранять высокие внутриполитические рейтинги. Надо признать, что фирменная оливковая футболка украинского президента неплохо смотрелась на фоне строгих костюмов европейских гостей.
Естественно, что в ходе встреч в Киеве все нужные слова были сказаны, все прежние обещания были подтверждены. Россия получит новые санкции (хотя едва ли полное газовое эмбарго, к чему настойчиво призывают в Киеве), а Украина — дополнительную военную и экономическую поддержку.
Будет максимально ускорено рассмотрение вопроса о предоставлении стране официального статуса кандидата в члены ЕС (хотя и в этом вопросе даже после рекомендации Еврокомиссии сторонникам Украины еще придется убеждать нескольких несговорчивых членов Евросоюза). Продолжатся усилия содействовать беспрепятственному экспорту украинского зерна (хотя не совсем понятно, как Евросоюз может гарантировать безопасные коридоры в акватории Черного моря). В очередной раз зафиксированы принципиальные позиции европейских лидеров в отношении статуса Донбасса и Крыма; принцип территориальной целостности Украины остается незыблемым.
Угроза для консенсуса
Вопрос в том, был ли за этим очевидным, по большей части протокольным содержанием переговоров в Киеве еще и второй план? По мнению ряда западных источников, такой второй план, несомненно, был. Якобы три былинных богатыря приехали подталкивать Киевского князя в направлении возобновления переговорного процесса со злым Тугарином Змеем (в этом былинном образе сегодня выступает российский лидер Владимир Путин). И, возможно, богатыри предлагали даже пойти на какие-то уступки Змею для достижения если не мира, то хотя бы временного перемирия. Естественно, в Киеве такую версию встречи тут же отвергли, но подозрения, что в этой версии все же что-то есть, до конца не развеяны.
Просматриваются, как минимум, два основания для такого подхода со стороны европейских гостей. Во-первых, лидеров Франции, Германии и Италии не может не беспокоить динамика событий на поле боя. В последние недели на Западе много говорят о растущих потерях ВСУ и о военных успехах российских военных, милиции ЛНР и ДНР в Донбассе. Во-вторых, предметом озабоченности способны стать намечающиеся подвижки в общественных настроениях крупных европейских стран, где все больше чувствуется растущая усталость от продолжающегося конфликта на востоке Европы. Если такие подвижки приведут к расколу в европейских обществах, удержать нынешний консенсус по украинскому вопросу на уровне элит будет невозможно.
Завышенные ожидания
Предположим, что этот второй план в переговорах все-таки действительно присутствовал. Готов ли будет президент Зеленский прислушаться к таким советам? Ведь для него любой отход от нынешних максималистских требований к Владимиру Путину чреват дополнительными личными политическими рисками. В каком-то смысле украинский лидер стал жертвой собственного успеха: выиграв нокаутом информационную войну с Москвой, он породил в украинском обществе уверенность в том, что и победа в реальном конфликте на поле боя тоже не за горами. В этих условиях любые, даже чисто символические уступки будут восприниматься этим обществом как необоснованная сдача позиций, а то и вообще как сознательное предательство.
Впрочем, у Владимира Зеленского есть в рукаве дополнительный козырь — неизменная поддержка со стороны президента США Джо Байдена. Даже трудно сказать, с кем из героев известного мультсериала о богатырях можно сравнить эту фигуру — разве что с хитроумным и лицемерным византийским Императором Василевсом. Если европейские богатыри могут колебаться и начать склоняться к какому-то компромиссу с Тугарином Змеем, то у Василевса, по крайней мере до ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс, нет никаких оснований менять свою нынешнюю жесткую позицию в российско-украинском конфликте. Ведь политические противники Байдена только и ждут повода, чтобы обвинить действующего президента в том, что он готов «сдать» Украину Путину, как чуть менее года назад уже «сдал» Афганистан движению «Талибан» (запрещенная в России организация). И почему бы Князю киевскому, в случае возможных недопониманий или недоразумений с тремя богатырями, не искать поддержки и защиты у заокеанского Императора?
С другой стороны, Украине и дальше придется существовать все-таки в Европе, а не в Америке. Основные ресурсы на постконфликтное восстановление ожидаются все же из Европы, а не из Соединенных Штатов. И в конечном счете живущие под боком три богатыря должны быть ближе Князю киевскому, чем далекий и несколько отстраненный Василевс. Более того, нынешнему хозяину Киева или кому-то из его наследников так или иначе придется мириться даже с ненавистным Тугарином Змеем, поскольку решительно и окончательно избавиться от соседства с последним все равно не получится.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора