К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем американской армии новая баллистическая ракета «Страж»

Испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III, способной нести ядерный заряд. 11 августа 2021 года. (Фото Michael Peterson / U.S. Space Force)
Испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III, способной нести ядерный заряд. 11 августа 2021 года. (Фото Michael Peterson / U.S. Space Force)
Политический фон 2022 года неизбежно скажется на бюджете Пентагона. Ухудшение отношений с Китаем (и особенно с Россией) упрощает задачи лоббистов, но при этом, как ни странно, может отсрочить принятие на вооружение новой американской стратегической ракеты, считает научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс (Канада) Максим Старчак

После начала российской «спецоперации»* на Украине США перенесли запланированный на 2 марта испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Minuteman III, объяснив это нежеланием еще больше обострять отношения с Москвой. Спустя месяц пуск был окончательно отменен — с тем же обоснованием. Следующее испытание ракеты пока намечено на конец года. 

Проблема Minuteman III 

Политическое объяснение отмены испытаний выглядит очень неубедительно. Подобные пуски долго готовятся, и через систему обмена информацией NOTAM государства заблаговременно уведомляют об ограничении аэронавигации по конкретному маршруту. От того что США осуществили бы давно запланированный пуск, ничего бы не изменилось. 

Последний успешный пуск Minuteman III состоялся в августе 2021 года. Соединенные Штаты обычно проводят два пуска в год. Получается, что на протяжении более чем года США не продемонстрируют эффективность наземной части ядерной триады, состоящей, помимо МБР, из стратегических бомбардировщиков и подводных лодок. Возможно, дело не в российско-американских отношениях, а в возрасте самой ракеты. Minuteman III разрабатывался со второй половины 1960-х и был поставлен на вооружение в 1970 году. Постоянные программы продления срока службы ракеты позволили сохранить ее на вооружении до сих пор.

 

Новый проект

Осознавая критичный возраст ракеты, ВВС США, отвечающие помимо воздушной и за наземную часть ядерной триады, давно выступали за создание замены Minuteman III. 

В 2016 году началась разработка «средства стратегического сдерживания наземного базирования» (GBSD), а год спустя ВВС заключили первичные контракты с Northrop Grumman и Boeing на $328 и $349 млн соответственно на разработку технологии GBSD. В декабре 2019 года было объявлено, что компания Northrop Grumman выиграла конкурс на создание будущей ракеты, а в сентябре 2020-го она получила контракт на $13,3 млрд. Первый испытательный полет должен состояться в 2023-м, а первая ракета должна быть готова к 2029 году. К 2036-му планируется поставить на вооружение 400 единиц.  

 

Пока же 5 апреля ВВС США объявили название будущей ракеты — LGM-35A Sentinel, или «Страж». Так назывался один из шпионских дронов, который, как считается, сыграл ключевую роль в обнаружении Усамы бен Ладена. В отличие от Minuteman III, «Страж» будет использовать модульную конструкцию и открытую архитектуру, что позволит быстро заменять устаревшие элементы. В новой ракете, судя по всему, будут применены новые системы наведения и радиоэлектронного противодействия, что должно повысить выживаемость ракеты в полете, ее способность преодолевать системы ПРО и точность попадания. Композитные материалы сделают GBSD значительно легче Minuteman III, а новые двигатели позволят сократить время старта. 

Деньги

Общая стоимость программы GBSD оценивается в $264 млрд, сюда входит разработка, выпуск около 600 ракет (часть из которых пойдет на испытания), а также поддержание всего жизненного цикла системы до 2075 года. 

Критики проекта из числа экспертов, близких к Демократической партии, настаивали на том, что достаточно модернизации существующих ракет, а освободившиеся от закрытия программы GBSD средства можно было бы направить, например, на борьбу с COVID-19. В качестве обоснования приводился доклад корпорации RAND 2014 года, в котором говорилось, что постепенная модернизация Minuteman III является рентабельной альтернативой совершенно новой межконтинентальной баллистической ракете. Предлагались и экзотические варианты экономии — например, разобрать на запчасти 200 Minuteman III и пустить их на продление службы 200 оставшихся.

 

Однако военные подчеркивали, что межконтинентальные баллистические ракеты являются наименее дорогим звеном ядерной триады США. По оценкам Бюджетного управления Конгресса, эксплуатация и обслуживание МБР обходятся министерствам обороны и энергетики примерно в $2 млрд в год, в то время как стратегические бомбардировщики — в $3 млрд, а стратегические подводные лодки — примерно в $4 млрд. Расчеты Пентагона показали, что в долгосрочной перспективе новая ракета сэкономит до $38 млрд по сравнению с вариантом дальнейшей модернизации Minuteman III.

Слабые места

Есть и чисто военные аргументы против новой ракеты. Эксперты отмечают, что координаты всех наземных комплексов известны Москве. Но военная стратегия США как раз и предполагает, что наземные ядерные силы примут на себя удар сотен, если не тысяч, боеголовок противника. Тем самым Россия снизила бы свой ядерный потенциал, а воздушные и морские носители ядерного оружия США получили бы время и возможности для ответной атаки. С другой стороны, при таком подходе качественные характеристики наземных ракет становятся второстепенным вопросом. 

Критики ракет наземного базирования боятся, что из-за сбоя в оборонительных системах или человеческого фактора официальные лица США могут ошибочно посчитать, что началась массированная ядерная атака по местам дислокации МБР. В этот момент президент США может случайно начать глобальную ядерную войну: пытаясь спасти межконтинентальные ракеты, он даст команду на их запуск. Но военные заверяют, что современные системы предупреждения о ракетном нападении практически исключают подобный сценарий. 

Фактор России и Китая

Политический фон 2022 года неизбежно скажется на программах перевооружения армии США. Сторонники новой МБР и ранее ссылались на то, что Россия постоянно модернизирует свой ядерный арсенал, а Китай строит 360 новых ракетных шахт. Кроме того, и Москва, и Пекин активно разрабатывают гиперзвуковые вооружения. После начала российской «спецоперации» министр ВВС Фрэнк Кендалл заявил, что теперь дебаты по модернизации ядерной триады надо просто прекратить. Однако «Стражу» все равно не избежать критики. С одной стороны, кризис в отношениях с Россией и Китаем помогает обосновывать расходы на новые вооружения, с другой, в условиях дефицита бюджета администрация Джозефа Байдена может сосредоточиться на программах, способных дать относительно быстрый эффект. 

Например, уделить больше внимание обязательствам перед союзниками в Европе, увеличив поставки обычных вооружений. Противники GBSD при этом могут указать, что средства ядерного сдерживания США не смогли повлиять на развитие событий на Украине. Однако если развитие программы и будет приостановлено, то ненадолго. Новая межконтинентальная ракета важна для поддержания ядерной мощи США и имеет сильную поддержку в ВВС и Конгрессе. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+