Откат в прошлое: что происходит с автосервисами на фоне подорожания запчастей
Для авторынка новый кризис поистине уникален. Еще не было случаев, когда иностранные производители прекращали поставки новых автомобилей и запчастей. Цены на комплектующие, которые еще можно раздобыть на рынке, резко выросли в два-три раза. Из-за увеличения расходов на запчасти автосервисы вынуждены поднимать цены для клиентов. А это может привести к неожиданным последствиям для автосервисного сегмента. Но обо всем по порядку.
Пандемия 2.0
В первую очередь, кризис ударил по официальным дилерам. Volvo, Audi, Mercedes, Honda, Toyota, BMW, Volkswagen и другие производители приостановили поставки новых автомобилей в Россию. Хорошая новость: на российском рынке остались KIA и Hyundai — одни из самых продаваемых марок в прошлом году. На фоне ухода популярных брендов резко нарастили присутствие китайские производители. Однако восточный рынок может закрыть лишь часть спроса: у многих автовладельцев меньше доверия к китайским маркам.
С введением санкций на ряд компонентов проблемы со сборкой появились и у российских производителей. По данным «Автостата», стоимость Lada Granta, одного из самых популярных автомобилей в России, с января выросла уже на 30%.
В условиях кризиса дилерам пришлось увеличить цены даже на доступные в продаже автомобили на 20–40%, а в некоторых случаях — на 50–100%. В результате уже в марте доходы дилеров упали на 43%. На снижение спроса у клиентов повлияли и новые банковские условия. Многие банки ужесточили методы скоринга, а некоторые даже приостановили выдачу кредитов. В марте уровень одобрения заявок по автокредитам упал до рекордно низкого уровня — в среднем их одобряют лишь в 10% случаев.
Часть игроков считает, что ситуация на рынке близка к той, что была в период режима самоизоляции в апреле 2020 года, когда продажи упали на 72%.
Запасы на квартал
Купить новые автомобили стало сложнее, а значит, больше автовладельцев сосредоточатся на поддержании своих авто в хорошем состоянии. Поэтому для автосервисов, с одной стороны, дефицит новых машин на рынке означает увеличение спроса на ремонт. Тем более, что большая часть автовладельцев обслуживается у дилеров только на время, пока действует гарантия. После этого клиенты чаще всего обращаются в независимые станции технического обслуживания (СТО), которые предлагают ремонт по меньшей стоимости.
С другой стороны, европейские и американские производители приостановили поставку не только автомобилей, но и оригинальных запчастей. По внутренним опросам среди наших автосервисов-партнеров, запаса запчастей на складах хватит еще на пару месяцев в небольших городах, и на три-четыре месяца в мегаполисах.
Дефицит комплектующих и резкое падение рубля спровоцировали стремительный рост цен на запчасти. Уже в конце февраля их стоимость, по нашим подсчетам, выросла на 20–30%, а в течение марта они подорожали в среднем в два-три раза. На рынке есть и китайские аналоги, которые, как правило, уступают по качеству, но стоят дешевле. Однако стоимость китайских запчастей также выросла вдвое.
В ответ на рост стоимости запчастей автосервисы увеличивают цены на услуги для клиентов. В среднем по рынку цены на ремонт выросли на 40–50% и выше. В «Вилгуд» мы пока увеличили цены на 30–40% и стараемся сдерживать рост. При этом, несмотря на рост цен, в первой половине марта спрос немного увеличился. Наша выручка сейчас в среднем на 30% больше, чем в феврале 2022 года и марте прошлого года. Главные причины увеличения оборота — рост стоимости запчастей, «высокий сезон», который наступает в марте-апреле, и дефицит новых машин.
Обратная сторона роста
По данным 2ГИС, только в Москве и Московской области сейчас работает более 11 000 автосервисов. Большая часть из них — на патентной системе налогообложения (ПСН), которую использует множество других предприятий малого бизнеса в сфере услуг. Однако на фоне подорожания запчастей именно у сервисного сегмента могут появиться проблемы с повышением налоговой нагрузки.
Чтобы работать на ПСН, суммарная выручка компании не должна превышать 60 млн рублей в год. Этот порог установили еще в 2013 году, но с тех пор стоимость запчастей постепенно росла. Сейчас у автосервисов доля запчастей может составлять от 50% до 70% от операционных расходов. То есть цена на комплектующие и расходники имеет ключевое влияние на оборот.
На проблему автосервисы обратили внимание еще осенью прошлого года, а события февраля-марта 2022-го только усугубили ситуацию. По прогнозам многих наших партнеров, уже в 2023 году большинство автосервисов не сможет остаться на ПСН. Предпринимателям придется переходить на УСН или ОСН, что грозит резким увеличением налоговой нагрузки на бизнес. Эта нагрузка может вырасти кратно — в два-три раза.
Путь в тень
Если с поставкой новых автомобилей решить вопрос сложно, то с дефицитом запчастей справиться проще. Во-первых, автосервисам во многом помогает автоматизация — часть сетевых СТО пользуются IT-системами со встроенным автоподбором и заказом запчастей. Такие опции позволяют в режиме реального времени отслеживать динамику цен и состояние на складах — и оперативно заказывать запчасти по выгодной стоимости.
Во-вторых, рынку должен помочь новый закон о параллельном импорте, при котором можно будет организовать поставку оригинальных запчастей через дружественные страны (Казахстан, Узбекистан и другие) даже без согласия производителя. Кроме того, у СТО будет доступ к поставкам из Китая, ОАЭ и Турции. В ОАЭ делают комплектующие в основном для американских автомобилей, в Турции — для популярных немецких марок: Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Audi, Opel и других.
Однако проблему высокой стоимости запчастей автоматизация и импортозамещение не решат. Поставка через дружественные страны обязательно скажется на логистике, и стоимость даже аналоговых комплектующих останется высокой. Единственное, на что цены вряд ли вырастут сильно — запчасти б/у, так как их стоимость больше зависит от степени износа деталей.
Из-за высокой стоимости комплектующих останется и проблема с превышением лимита на ПСН. Сейчас московские автосервисы предложили правительству Москвы увеличить годовой лимит по обороту с 60 млн до 150 млн рублей. Если лимит не будет увеличен, большая часть отрасли может оказаться в кризисе.
Нужно понимать, что большинство независимых СТО — это совсем небольшие предприятия, в которых работает четыре-пять человек, а доходы едва превышают расходы. Более 80% рынка балансируют на точке безубыточности, а тех, кого можно назвать уверенно стоящими на ногах — меньшинство. Поэтому часть СТО — около 5–10% рынка — может просто не пережить такого роста налоговой нагрузки. Учитывая, что в России работает 76 000 только официально зарегистрированных СТО, это минимум несколько тысяч предпринимателей. Еще больше игроков могут уйти в теневую бухгалтерию. Отрасль уже много лет последовательно выводят из «серого» состояния, и это будет фактически откат в прошлое.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора