Условия для ухода в тень: что значит отказ Британии от налогового обмена с Россией
Отказ Великобритании от обмена налоговой информацией с Россией, о котором британские власти объявили 17 марта, большого удивления не вызывает. Еще в 2019 году Лондон в одностороннем порядке отказался от автоматического обмена финансовой информацией с Москвой. Тогда это имело негативный эффект и для налоговиков, и для налогоплательщиков.
ФНС перестала в автоматическом режиме получать информацию о доходах на счетах в британских банках физлиц-резидентов России и контролируемых ими иностранных компаний. Обмен позволял налоговикам доначислять налог на скрытые доходы, а нарушителей — привлекать к ответственности.
В свою очередь, для граждан России отказ от автообмена сузил возможности по использованию своих счетов в банках Великобритании — российское валютное законодательство строго ограничивает список операций, которые резидент страны может совершать с иностранными лицами через зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой не налажен автообмен.
Несмотря на то, что в автоматическом режиме Россия получила от Великобритании финансовые данные только один раз — в 2018 году, данные эти касались широких масс налогоплательщиков. На основании этой информации впоследствии, с конца 2020 года, ФНС наращивала объемы проверок физлиц. Автообмен вскрыл множество случаев невыполнения требований о декларировании зарубежных счетов и доходов. Отказ Лондона от него лишил российских налоговиков доступа к основному массиву данных о финансовом состоянии граждан России в Великобритании.
Тем не менее возможности проверок у ФНС все же оставались — ведомство по-прежнему могло направлять Великобритании запросы, которые можно было составлять в том числе на основании информации, полученной в 2018 году. Объявление британской стороны о замораживании налогового взаимодействия означает конец и этой практики. Иными словами, ФНС не сможет даже по индивидуальным запросам получить информацию от налоговых органов Великобритании о счетах и доходах налоговых резидентов России в банках и других финансовых организациях.
В своем заявлении финансовый секретарь британского Казначейства Люси Фрейзер объяснила заморозку налогового взаимодействия, помимо политических причин, нежеланием способствовать тому, чтобы Россия получила экономическую выгоду, что в контексте обмена информацией означает нежелание способствовать повышению собираемости налогов в России и взиманию штрафов за нарушение налогового и валютного законодательства.
Таким образом, Лондон фактически создает благоприятные условия для уклонения физлиц от выполнения своих обязательств по российскому налоговому и валютному законодательству в отношении счетов и доходов в Великобритании. Для налогоплательщиков это в краткосрочной перспективе означает, что у российских налоговых органов будет меньше возможностей для выявления налоговых и валютных нарушений — из-под надзора ФНС ускользнет получение дивидендов, купонных доходов, выручки от продажи активов, получение арендного дохода, возврата займов и т. д.
Однако стоит учитывать, что у налоговых органов есть и иные источники информации: например, отчетность физических лиц за предыдущие годы, информация из российских банков и т. п. А при нормализации взаимоотношений между странами обмен финансовой информацией, включая автоматический обмен, должен восстановиться. Соответственно, в будущем допущенные нарушения могут выявляться, а налогоплательщики могут быть привлечены к административной, налоговой и уголовной ответственности и взысканию неуплаченного налога.
Вероятно, примеру Великобритании последуют и все британские коронные владения — как уже поступила популярная офшорная юрисдикция остров Мэн. Учитывая геополитическую обстановку и деградацию отношений между Россией и ОЭСР, в рамках деятельности которой и работает налоговый автообмен, велика вероятность и того, что страны ЕС и ряд других государств также решат заморозить налоговое взаимодействие с Россией. То есть описанные последствия от отказа Великобритании будут масштабированы на все эти страны. Точный объем средств, которые россияне держат на счетах в Великобритании и странах ОЭСР, не известен, однако в январе 2021 года замглавы ФНС Дмитрий Вольвач говорил, что российские налоговые резиденты имеют около 700 000 зарубежных счетов, на которых лежат более чем 13 трлн рублей.
После начала «спецоперации»* на Украине страны ЕС ввели лимит €100 000 на депозиты российских граждан и компаний, Великобритания установила лимит £50 000. Это может отчасти нейтрализовать эффект отказа от обмена, однако, возможно, лимит можно будет как-то обойти — например, использовать схему с зачислением дохода на счет с одновременным приобретением какого-либо актива, так что говорить о полной нейтрализации последствий разрыва налогового взаимодействия пока рано.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.