Пройдена середина телевизионного сезона. Как сейчас выглядит расклад сил между главными российскими телеканалами?
Цифры
С начала 2013 года абсолютным лидером в Москве остается НТВ. Именно в столице все вечерние сериальные линейки канала с говорящими за себя названиями "Морские дьяволы", "Учитель в законе", "Менты в законе" и проч., имеют устойчивые и очень высокие рейтинги. В среднем НТВ в Москве смотрит более 14% зрителей, в марте доля аудитории -- 14,2%. На втором месте в столице - "Первый канал". Его здесь в среднем смотрят около 12,5% зрителей, в марте - 13% телезрителей-москвичей. Замыкает большую тройку телеканалов - "Россия 1" с долей около 12%. В марте в столице доля госканала снизилась и сейчас составляет - 11,7%.
Но главная борьба между каналами, конечно, за общероссийскую аудиторию, на основании этих показателей распределяются рекламные деньги.
Тут конкуренция между "Первым", "Россией 1" и НТВ остается очень плотной. Вопреки утверждениям, доля телевизионной аудитории в России в этом телесезоне не сокращается, а борьба за зрителя идет как никогда. И зритель, судя по рейтингам, соглашается с тем, что ему нужен телевизор. И включает его снова и снова.
В январе 2013 года общероссийским лидером была "Россия-1" (доля аудитории 14,5%), в феврале и марте -- НТВ (14,7% и 14% соответственно). Но и конкуренция в «большой тройке» внушительная. У "Первого канала" в марте доля зрителей - 13,7%, у "России 1" - 13,9%, у НТВ - 14% (по предварительным данным). Расклад сил может меняться каждую неделю.
Так и происходит. По итогам недели с 25 по 31 марта (см. график) "Первый канал", пусть и минимально, обошел ближайших конкурентов -- "Россию 1" и НТВ. В среднем три главных канала смотрит более 40% телеаудитории страны. Вот уж точно о чем о чем, а о закате эры телевидения говорить пока не приходится.
[forbes_teleratings:70546]
У национальных сетевых каналов борьба за зрителя тоже довольно жесткая. Впервые за долгое время в этом сезоне снизилась динамика ТНТ. Среди тех, кому от 14 до 44 лет, доля канала по стране в январе составила -- 13,7%, в феврале упала -- до 11,5%, в марте поднялась до 12,3%. СТС, напротив, демонстрирует пусть и небольшой, но рост. Перейдя с нового года на целевую аудиторию в возрасте от 10 до 45 лет, канал добился роста количества российских зрителей с 10,6% до 11,3%. У РЕН ТВ, замыкающего вторую тройку телеканалов, доля аудитории почти не меняется: в январе и марте канал смотрели 6% зрителей. А в спину РЕН ТВ продолжает дышать "Пятый канал", у них одна и та же целевая аудитория – от 25 до 59 лет: в феврале и марте «Пятый» даже обогнал РЕН, пусть и минимально: 6,1%.
Методика рейтинга
Данные TNS Russia получаются с помощью специальных приборов – пиплметров, которые устанавливаются в домохозяйствах панельной выборки. Пиплметр автоматически с точностью до секунды фиксирует все переключения телевизора на каждый из телеканалов, а также время, в течение которого осуществлялся просмотр.
Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.
Доля телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности телезрителей в данный момент времени.
Шоу
Телевидение критикуют, все хотят видеть что-то совсем другое, прекрасное и светлое. Но канал "Культура" на последней неделе марта, при том, что он порой делает невозможное в предлагаемых обстоятельствах, смотрело лишь 2,6% зрителей в Москве, а по стране и того меньше -- 1,7%. Понятно, что таков удел подобных телеканалов, но, прежде всего, это характеристика выбора российского зрителя. В этом смысле рейтинги ток-шоу "Пусть говорят" Андрея Малахова, многолетнего лидера российского эфира, как раз не только про то, что телевидение такое, но и про то, что и как хотят зрители. Неделю назад максимальную долю аудитории в стране собрал выпуск "Пусть говорят", где в студии определяли отца мальчиков-двойняшнек двух с половиной лет. Для этого их мать, 20-летняя жительница Абакана, приехала в Москву. Тест ДНК показал - отец не тот, на кого думали. В итоге -- драка прямо в студии. А доля аудитории под конец эфира достигла 30% (столько сейчас не собирает никто). В прошлый четверг - продолжение этой истории. Судя по рейтингам, его очень ждали, а с трибуны в студии кричали: "Говори, кто отец детей!". И этот выпуск в финале собрал 34% аудитории страны! Это почти в два с половиной раза больше зрителей, чем смотрят "Первый".
[forbes_teleratings:70123]
А по средним показателям рейтиногового хит-парада, -- и в Москве, и в других городах, -- лидером в последние три недели стало шоу "Один в один", которое уже месяц выходит на "Первом". Это лицензионный проект, где популярные российские певцы пародируют своих коллег по цеху, как российских, так и зарубежных. Тут благодаря усилиям гримеров Анастасия Стоцкая может стать Филиппом Киркоровым, Сергей Пенкин - Луи Армстронгом, а Алексей Кортнев -- Игорем Николаевым... Как все это смотрят целых три часа в выходной день, сказать трудно. Но последний выпуск, особенно, в Москве, обошел по рейтингам даже хит прошлого года - шоу "Голос". Доля аудитории была почти 29% с рейтингом 11,8%, то есть телевизор включил почти каждый восьмой житель в столице.
[forbes_teleratings:70124]
Новости
Смерть Бориса Березовского не только заполнила собой выпуски всех информационных программ российских телекомпаний, но и увеличила их командировочные расходы. Все от маленьких до больших телеканалов срочно отправили в Лондон еще кого-нибудь, несмотря даже на то, что у некоторых там годами существуют корреспондентские бюро.
В "Воскресном времени" на "Первом" вторую неделю подряд в каждом выпуске по сюжету, в среднем по 10 минут. На "России 1" – еще больше. Не считая наспех собранной работы Аркадия Мамонтова (ее, кстати, активно смотрели, в среднем почти 20% зрителей), только в последнем выпуске "Вестей недели" было аж два сюжета почти по 10 минут каждый. У Марианны Максимовской в "Неделе" на РЕН ТВ -- сюжет плюс интервью с Евгением Чичваркиным, у Леонида Парфенова на "Дожде" неделю назад был специальный блок с воспоминаниями о Березовском, в этот раз - репортаж из Лондона. Но всех переплюнул канал НТВ. В субботу -"Профессия - репортер" из Лондона, через два часа -- "Русские сенсации" ("Березовский. Последняя исповедь"). В воскресенье "Чистосердечное признание" "Увидеть Биг-Бен и умереть", а в "Центральном телевидении" интервью Вадима Такменева с Ахмедом Закаевым (почти уникальный случай для российского эфира последних лет). И это не финал. Некоторые съемочные группы так и находятся в Лондоне.
Освещение смерти Березовского было предсказуемым в реалиях нашего нынешнего телевидения: про Березовского вспоминали, конечно, и друзья, и те, кто с ним был давно знаком, но в основном говорили бывшие охранники и даже те, кто его вообще никогда не знал лично.
Именно они и выносили ему приговор.
Был, дескать, Березовский "не личностью", "не политиком", "не креативным", и еще не кем-то и не кем-то. Но зато охотно вспоминают охранники: любил молодых девушек, коньяк и кокаин. Прокремлевский политолог Леонид Поляков в эфире программы Мамонтова на госканале попросту говорит: видимо, Березовского могла душить девушка или она это постоянно с ним делала "с целью получения постоянной эрекции". На НТВ в это воскресенье -- уверенно говорили, что Березовский агент разведки MI-6, и ей выгодно его убить. И тут тоже хор из бывших охранников. А в эфире "России 1" в то же самое время рассказывали зрителям, что Березовского наверняка убили воры в законе или это сделано по заказу наследников Бадри Патаркацишвили. Говорил про это корреспондент Андрей Кондрашов. В своем сюжете из Лондона Кондрашов встречается с неким Андреем, который на фоне отеля Millennium сообщает, что "много лет работает по Березовскому", а в кадре сидя спиной к камере (под ним на экране титр - "сотрудник британской юридической компании") он почему-то называет Патаркацишвили «Бадри» с ударением на последнем слоге.
И во всей этой череде версий и характеристик частной жизни покойного нет ни слова о том, что когда-то от него зависел расклад сил в российском бизнесе, ему принадлежали влиятельные СМИ, включая полный контроль над главным телеканалом страны, что именно Березовский когда-то создавал прообраз нынешней "Единой России" и что при его активнейшем участии Владимир Путин стал президентом страны. Об этом в российском телеэфире все эти десять дней почти никто не говорил.