Можно ли научиться тому, как создать прибыльный бизнес или стать успешным менеджером?
Многие «топы» из российских компаний говорили мне, что, если и стоит идти в бизнес-школы, то в первую очередь учиться финансовому менеджменту, потому что это конкретные формализованные знания, которые самому просто так не добыть. Все остальное — как и что стоит делать, когда управляешь компанией, — постигается на практике путем проб и ошибок.
Гендиректор Oracle СНГ Борис Щербаков (до Oracle работал в Hewlett-Packard и был вице-президентом розничной компании «Партия») до сих пор не имеет столь модного в управленческой среде МВА. Как объяснял он, хвалить какую-либо систему образования все равно что рекламировать йогурты: продукт полезный, но не решает всех проблем. Пять лет интенсивной работы, считает Щербаков, по количеству бизнес-кейсов можно приравнять к двухлетнему курсу МВА.
В принципе в бизнесе вообще можно обойтись без традиционного высшего образования. Я был знаком с москвичом, сделавшим неплохую карьеру сейлз-менеджера — от торгового агента до коммерческого директора, у которого за плечами были лишь 10 классов средней школы и какие-то курсы. Один из основателей «Вимм-Билль-Данна» Сергей Пластинин, выпускник питерской физико-математической школы, учился, но так и не закончил Московский институт электронной техники.
Президент и владелец группы компаний «Ланит» Георгий Генс рассказал мне любопытную историю. Однажды на горнолыжном курорте он познакомился с одним французом, которому отец на восемнадцатилетие подарил полмиллиона долларов, сказав при этом, что больше никогда не даст ему ни цента. Парень занял еще денег и выкупил у Disney права на выпуск футболок с героями мультфильмов на футболках во Франции. Когда ему перевалило за 20, он получал по 2–3 млн прибыли в год. И решил пойти в Гарвард, дабы повысить квалификацию. Его учеба закончилась через три месяца. На одном из семинаров француз разругался с преподавателем, который пытался ему доказать, что то, как он делает бизнес, неправильно. В пылу спора студент спросил профессора: «Ну и сколько вы заработали со своими знаниями?» — «Допустим, два миллиона». — «Я столько могу за полгода заработать»… Когда Генс пересекся с этим молодым бизнесменом, тот начинал строительный проект в Африке, тянувший не менее чем на $1 млрд.
А вот почти то же самое, и про Россию. Ради соблюдения privacy не буду упоминать имен и названий. Один предприниматель, создавший довольно успешный бренд (входит в рейтинг российских брендов Forbes) решил обогатиться знаниями в весьма солидном заведении, обучающем менеджменту. Курсовую работу он сделал на примере своей компании, не упоминая названия. Когда преподаватель с ней ознакомился, то сказал бизнесмену, будучи не в курсе, кто он: «Ну что вы, вот так-то и так-то делать нельзя». И в ответ услышал: «Но я так делаю». Немая сцена — и потом уже преподаватель стал расспрашивать студента о правилах бизнеса.
«У меня сложилось впечатление, что, несмотря на всю фундаментальность образования, большинство людей учатся на своих ошибках, — говорил в интервью Forbes президент IBS Group Анатолий Карачинский. — Людей, которые учатся на чужих ошибках, в российском бизнесе почти что нет. Лично я встречал всего двух. И я переделал знаменитую поговорку: умные учатся на своих ошибках (и если они действительно умные, то не повторяют их), а глупые не учатся совсем».
Только не подумайте, что я призываю нигде не учиться. И Борис Щербаков из Oracle к этому не призывает. Он, кстати, ведет мастер-классы в Институте бизнеса и делового администрирования. Просто надо помнить, что любая школа менеджмента — это теории, схемы, модели и обобщения. А жизнь, как известно, богаче схем.