Двухлетняя атака на правительство — и со стороны либералов, и со стороны государственников — близка к кульминации, сообщила на этой неделе газета «Ведомости». Герман Греф на встрече президента Владимира Путина с экономистами предложил создать внутри правительства обособленный штаб, который, не обременяя министров такой обузой, как структурные реформы, адаптирует страну к изменившейся политической и экономической конъюнктуре.
Правительство Дмитрия Медведева давно никому не нравится.
Либералы считают, что оно недостаточно либеральное, там нет Алексея Кудрина, оно не занимается реформами и вообще проводит непоследовательную экономическую политику. Государственники полагают, что кабмин слишком либеральный, пусть там и нет Алексея Кудрина, мало регулирует и не дает экономике денег, пляшет под дудку Центрального банка и не проводит последовательную экономическую политику. Кто-то не любит правительство исключительно по политическим причинам. Чиновники в Кремле не хотят вести партию «Единая Россия» к победе на выборах 2016 года с Медведевым во главе. Поэтому из администрации президента тоже последовательно атакуют кабмин: тамошние обитатели организовали прохладный прием вице-премьеру Аркадию Дворковичу в Госдуме в январе и публичную порку того же Дворковича президентом в этом месяце в связи с электричками.
Новый курс (либеральный или государственнический, не важно) правительство родить не в состоянии, его руководитель не самый популярный политик в стране, но менять его существенных резонов у Путина пока нет. Избавиться от правительства ему мешает пресловутый «тандем» — мертвая, но формально не отмененная политическая конструкция, смысл которой в том, что премьер в России имеет страховку в виде собственной партии парламентского большинства.
То есть с 2008 года премьер в России формально неустраним без конституционного кризиса.
Понятно, что упомянутый кризис в наше время не препятствие, но Путин опасается пока посылать обществу и правящему классу такие сильные внутриполитические сигналы. Отставка правительства и демонтаж пресловутого «тандема» могут быть поняты как начало подготовки к выборам 2016-го или даже 2018 года. А это явное забегание вперед.
Но проблема остается: с точки зрения большинства представителей окружения президента, правительство Медведева слабое и страну от кризиса спасти не может. Предложение Грефа как бы «снимает» эту проблему: правительство остается на своем месте, а реформы (понятно, что либеральные, раз реформу предлагает Греф) можно запустить с «черного хода». При этом политические риски сведены к минимуму: не надо снимать премьера, ставить нового, говорить о выборах. Выглядит разумно и даже привлекательно. Поэтому появления к весне второго первого вице-премьера «по реформам» в кабмине исключать ни в коем случае нельзя.
Правда, смысл всей суеты со штабом реформ в кабмине будет не вполне тот, который вкладывают в эту идею ее авторы. Они полагают, что этот самый штаб сначала напишет умный и дельный план структурных реформ, потом согласует его с премьером (пусть формальным, но начальником всего, что происходит в правительстве), потом отправит его в Кремль и осенью начнет претворять в жизнь.
Боюсь, так не получится.
Президенту выгодна организация системных либералов при власти в штаб — так за ними проще наблюдать, ему выгодны и их попытки написать непротиворечивый план очередной перестройки России, но пользоваться плодами их труда он не намерен.
Путину нужно выиграть время примерно до конца 2015 года, чтобы понять, что будет происходить с ценами на нефть и российской экономикой. Он понимает, что просто сидеть в Кремле и даже иногда ругать чиновников недостаточно. Нужна шоу-программа, отвлекающий маневр, который можно показать обществу, бизнесу, не остывшим к России западным партнерам. Пока все будут следить за шоу, Путин поймет, адаптировалась ли Россия к санкциям и новой реальности, нашла ли нефть дно и начинает ли она расти, можно ли повышать внешнеполитические ставки. Либералы в правительстве — отличное шоу, чтобы люди могли скоротать время, пока хозяин страны наблюдает, как меняется мировая конъюнктура. Когда все необходимое для движения вперед прояснится, либералам можно будет сказать «спасибо» и замотать их идеи. Или в крайнем случае действительно подчинить правительство «вице-премьеру реформ», но именно в тот момент, когда этого потребует избирательный цикл — то есть как раз через год.
Есть и другие плюсы. Пока либералы и их человек в правительстве будут работать, государственники будут их атаковать, растрачивая на это силы и ресурсы, а кремлевские сотрудники Путина — играть с ними в разные игры, чтобы понять, насколько серьезны их аппаратные позиции. Правительство Медведева будет работать, как работает сейчас, давая президенту поводы для редких похвал и частых разносов. Все при деле, президент доволен, время идет, а ситуация вокруг России, перегретая санкциями и нефтяным обвалом, остывает.
Уже не в первый раз Путин использует либералов, чтобы потянуть время и решить какие-то задачи из области прикладных политических интриг.
Накануне своего возвращения в Кремль в 2012 году он очень не хотел, чтобы «либеральный» кандидат Медведев собрал под свои знамена всех системных либералов. Поэтому сначала позволил Медведеву придумать пресловутую госпрограмму вооружений на 20 трлн рублей. Потом сковал всех или почти всех либералов работой на свое правительство — написанием масштабной программы реформ «Стратегия-2020». Потом госпрограмма Медведева и «Стратегия» оказались несовместимы — денег и на то, и на другое не было. На этой почве поссорились два главных либерала страны: сам Медведев и министр финансов Кудрин. Путин и Медведев заявили, что поменяются местами, и Кудрин тут же хлопнул дверью из правительства.
Интрига удалась. Никакого либерального фронта вокруг Медведева не появилось.
Все лето 2011 года правящий класс и просто интересующиеся граждане следили за посиделками в Высшей школе экономики и планом будущих преобразований, пока президент Медведев и премьер Путин вели нелегкие разговоры о личном будущем. А программу, написанную лучшими экспертами страны, как только закончились выборы президента, тут же выбросили на свалку.
История повторяется, отметили мы в сюжете с электричками две недели назад. И теперь получаем важное подтверждение истинности этой мысли.
Не только реформы на транспорте, но и реформы в целом пошли по кругу. И даже автор первой экономической программы Путина — Герман Греф — с удовольствием кружится на этой веселой карусели.
Шансов на успех у него не так много. Если полоса спада на рынке нефти действительно закончилась, а новых санкций против России не будет, дела в России к осени пойдут на лад и без всяких реформ. Тогда актеров спектакля про эти самые реформы можно будет распускать по домам и приступать к написанию сборника каких-нибудь новых, посткрымских, «майских указов».