Решением президента Госстрой преобразован в новое Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. При этом сохраняется Министерство по региональному развитию, которому ранее подчинялся Госстрой. Сейчас идет разделение полномочий между двумя ведомствами.
Естественно возникает вопрос: это просто перестановка мест слагаемых, от которой сумма не меняется, или общество получит новое качество государственного управления? Конечно, многое будет зависеть и от нового министра, которым назначен Михаил Мень, бывший губернатор Ивановской области, и от его команды. Пока же можно говорить только о самой необходимости создания такого министерства.
Напомню, что в прошлом федеральное ведомство, отвечавшее за строительство, градостроительную деятельность и ЖКХ, много раз меняло и название, и руководство. После административной реформы 2004 года, провозгласившей разделение нормативно-правовых и исполнительных функций, появились Министерство регионального развития и Госстрой. Министерство должно было заниматься нормотворчеством, а подчиняющийся ему Госстрой – всем остальным.
Министерству были поручены не только вопросы строительства, градостроительства, ЖКХ, но и региональное, муниципальное развитие и многие другие вопросы. В таких условиях тема строительства просто потерялась. А ЖКХ в большей степени перешло в сферу деятельности региональных и местных властей (это и правда в основном их полномочия). Со временем стало очевидно, что разделять вопросы нормотворчества и исполнительных функций не самый рациональный подход, на практике из этого ничего хорошего не получилось.
О необходимости вернуться к единому Министерству строительства и ЖКХ давно говорили и застройщики, и эксперты, и сами чиновники.
Так уж все устроено в этой сфере, что без единого руководства пока не получается. Слишком много проблем, которые требуют решения на федеральном уровне. Например, слабая координация между Минрегином России и Госстроем привела к тому, что 2013 год оказался почти потерян для строительства жилья экономического класса, намеченного госпрограммой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Проект должен быть реализован до конца 2017 года. Построенное в рамках проекта жилье будет продаваться гражданам, которые не могут купить квартиру по рыночным ценам, но способны приобрести жилье не дороже 30 000 рублей за 1 кв. м.
Жилищное строительство и ЖКХ остаются среди самых острых социальных проблем России. Низкая доступность жилья (всего 26,5% семей могут позволить себе купить жилье с помощью ипотечного кредита), нарекания к качеству управления многоквартирными домами и рост расходов граждан на услуги ЖКХ – все эти вопросы должно решать новое министерство.
С другой стороны, у бизнеса также немало претензий, в том числе высокие административные барьеры в строительстве и сложности вхождения на этот рынок, невозможность подключения к сетям инженерной инфраструктуры, низкая инвестиционная привлекательность коммунального сектора, сложности в управлении жилищным фондом и т. д. и т. п.
Многие вопросы уже давно можно было решить.
Например, подготовлен, но никак не дойдет до утверждения исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, который резко уменьшает их число. Много лет на повестке дня стоит, но не решается задача по снижению рисков для привлечения частных инвестиций в ЖКХ, в том числе по установлению долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы.
В президентском указе от 7 мая 2012 года. «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлены еще более сложные задачи, в том числе предоставление до 2020 года доступного и комфортного жилья 60% семей, желающих улучшить свои жилищные условия; формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан с невысокими доходами. Решать их министерству придется в условиях не самой благоприятной макроэкономической и бюджетной ситуации.
Но не все будет зависеть от одного Минстроя. Потребуется поддержка законодателей. Например, в Госдуме ждет второго чтения законопроект о создании арендного жилищного фонда. Для предоставления на льготных условиях земельных участков для строительства жилья экономического класса (по результатам аукциона, предусматривающего выбор застройщика, предложившего наименьшую цену продажи такого жилья, а не наибольшую цену за право аренды земельного участка) необходимо также подготовить ко второму чтению поправки в Градостроительный и Земельный кодексы.
Так что ожидания от деятельности вновь созданного министерства очень большие, остается надеяться, что они сбудутся.