На сентябрьские выборы – в Москве и регионах – стоит посмотреть и с точки зрения внутренней политики Кремля. Чего он хочет? Куда идет? Контекст таков: выборы проходят с новациями, которые были разработаны еще в президентство Дмитрия Медведева до начала московских протестов 2011-2012 года. Затем — когда протесты случились — в публичной риторике Кремль стал подавать этот «пакет новаций» в качестве шага навстречу оппозиции. Cегодня на ситуацию влияют два фундаментальных фактора. Первый — естественное старение режима: уже 13 лет одна группировка политиков и отраслевых руководителей находится у власти. Второй: за десять лет в крупных городах выросло новое поколение с новым мироощущением. И то, и другое создает длинный тренд недоверия к Кремлю и искренности любых его намерений. Сентябрьские выборы показали, что Кремль во всяком случае пытается что-то сделать.
Как оценить это «что-то»?
Главная цель Кремля - поиск способа так усилить легитимацию системы, чтобы «сохранить все как было» и чтобы Владимир Путин смог пойти и на четвертый срок.
Поскольку Путин и его группа «стареют», то надо как-то обновить саму структуру политической поддержки. В нее надо включить молодые поколения, новые «возрастные когорты», как говорят социологи. И во-вторых, необходимо стареющему режиму придать черты «конкурентности». В результате столкновения с оппозицией в публичном пространстве должно заново родиться и новое «путинское большинство». Именно поэтому на сентябрьских выборах Кремль впервые опробует для себя новую игру, предоставив больше возможностей для оппозиции и попробовав систему «конкуренции без сменяемости власти».
В региональных выборах в этом году участвовали и ПАРНАС, и Демократический выбор, и «Яблоко», и партия Прохорова, и даже «партия Навального» (хотя она и не была зарегистрирована, но де-факто участие Навального в московской кампании обозначает и ее присутствие). Публичная риторика Вячеслава Володина и Сергея Собянина подчеркивала, что Кремль как бы отказывается от практик грубого использования административного ресурса и Москва больше не требует от региональных властей исполнения прямых указаний по процентам. Результатом должна стать теперь честная победа «партии власти» (в широком смысле) на выборах. При этом Кремль ведет себя так, как будто он отказался от концепции «доминирующей партии». «Единая Россия» продолжает терять влияние, а Кремль не делает ничего для ее спасения. Даже напротив, кандидаты от «партии власти» на сентябрьских выборах, включая и Собянина, полностью дистанцировались от ЕР. И пока неясно, собирается ли Кремль создавать новую партию власти или, действительно, принято решение управлять политическом процессом иначе.
Глядя на это, критически настроенные сотрудники прошлой администрации (например, Алексей Чеснаков), пишут о том, что Кремль разрушает старую систему «управляемой демократии», не имея ясного плана новой. Об этом же несколько раз ранее говорил и Глеб Павловский. Действительно, при Суркове была выстроена система полного контроля над региональными элитами и над составами всех законодательных органов власти. Что будет, если этот контроль снять? Гипотетически российское общество стало более зрелым за десять лет и можно рассчитывать, что оно в состоянии перейти к респектабельной конкуренции на региональных выборах. Но в реальности есть угроза возвращения к 90-м годам - к беспощадной и грубой пиар-войне, диктату денег, к партийному спойлерству. В этом случае и Кремлю придется вернуться от сурковской системы тотальной «административной лояльности» к системе контроля, которая основана только на покупке депутатов.
Это, конечно, возможно. Кремль располагает такими финансовыми ресурсами, что он в состоянии обеспечить нужное голосование при любом партийном составе парламента.
Но это - в теории. На практике требуется слишком много факторов, чтобы система от авторитаризма нынешнего перешла к «респектабельному просвещенному авторитаризму». Во-первых, требуются очень умные губернаторы, к тому же и сами прошедшие через горнило публичной политики. Во-вторых, надо, чтобы путинские «башни» не устраивали беспощадной и грязной борьбы на региональных выборах между собой. В-третьих, нужна очень ясная позиция поддержки этого курса со стороны самого Путина. И вот сентябрьская кампания показала, что пока ничего этого нет.
Кремль не готов, новая система не заработала.
Об этом говорит подробный мониторинг, сделанный группой под руководством Александра Кынева для Комитета гражданских инициатив. Конечно, Собянин в Москве пытается понести всю тяжесть «модельной кампании» нового типа. Он заявляет о необходимости честного счета, избегает грубого давления мэрии на оппозиционных кандидатов, Навальному публично предлагают место в правительстве. Он, несомненно, пытается в этой кампании не только получить свои проценты на «безальтернативности», но и за счет Навального отстроить и новую симпатию москвичей в свою пользу. За две недели до окончания кампании Володин на совещании с политологами заявил, что эту «модельную кампанию» поддерживает и Путин. Это - его курс. Но пока это неубедительно. Ведь за три дня до голосования Путин в беседе с журналистами ясно дал понять: Навальный должен сидеть. Теперь итоги первой попытки Кремля играть в «политическую реформу» осенью 2013 года можно будет оценить только после того, как решится судьба Навального, Ройзмана, а также Прохорова и его людей. А также и тех, кто сидит по «болотному делу». А также и вообще всех участников оппозиционных партий и движений. Если полицейские меры против них будут продолжаться в том же духе, что и в 2012 году, то весь план так называемой «политической реформы» полетит как топор в реку.