Толпы начальников: почему в России так много желающих стать менеджерами
Менеджер — профессия хлебная. По крайней мере, если судить по результатам приема абитуриентов в российские вузы в этом году. Несмотря на то что число бюджетных мест по экономике и управлению в 2013 году сократилось почти на 20%, а по техническим и медицинским направлениям — выросло более чем на 5% (по образованию и педагогике — более чем на 6%), российский абитуриент определенно хочет чем-то или кем-то поуправлять. Или в крайнем случае поторговать и посчитать деньги. Самый высокий конкурс — на специальности «Экономическая безопасность», «Управление персоналом» и «Торговое дело» — 41, 37 и 31 заявление на место. Из крупных специальностей в лидерах также «Государственное и муниципальное управление» (2181 бюджетное место, 28 заявлений на место), «Менеджмент» (7986 мест, 24 заявления), «Реклама и связи с общественностью» (1051 место, 23 заявления), ну и, конечно, «Экономика» (10 311 мест, 21 заявление).
Единственная специальность в топ-10, резко выделяющаяся из этого ряда своей «негуманитарностью», — «Медицинская биохимия». Но увы, на нее было отведено всего 280 бюджетных мест. По сравнению с экономикой или менеджментом, сущая мелочь.
«К сожалению, инженерно-технологические специальности не попали в список первых 10 приоритетов абитуриентов этого года», — сетовал заместитель министра образования и науки Александр Климов.
Воле народа не прикажешь. Учитывая, что абитуриенты имели право подавать заявление не в один вуз (максимум пять) и не на одну специальность (максимум три), конкурс на бюджетные места можно считать демонстрацией желания абитуриентов, освобожденного от прагматических соображений вроде «конкурс высокий, не поступлю».
Ведь у большинства абитуриентов есть запасные аэродромы в других вузах и на других специальностях, попроще.
Данные Минобразования — демонстрация отношения российских студентов к высшему образованию. Но есть один любопытный бенчмарк — предпочтения иностранцев, поступающих в российские вузы. В этом случае необязательно считать конкурс на бюджетные места. За исключением граждан Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии, которые имеют те же права при поступлении, что и россияне, иностранцы платят за обучение. И, соответственно, выбирают только те специальности, которые дают реальные знания и гарантируют нормальный карьерный рост на родине или где-то еще. Даже иностранцы, которые могут поступать на равных с россиянами, априори оценивают перспективы специальности более тщательно — сложностей при учебе за рубежом на порядок больше, чем дома.
К сожалению, в случае с иностранцами приходится оперировать данными Министерства образования и науки РФ только по 2010/2011 учебный год, более свежих данных нам отыскать не удалось. Но для понимания трендов этого вполне достаточно: вряд ли за два года ситуация изменилась радикально.
В 2010/2011 годах почти из 119 000 иностранных студентов очной формы обучения больше всего, 19,7%, выбрали как раз инженерно-технические направления. Второе и третье места делят «Медицина» и «Экономика и управление» — по 18%. Далее с приличным отрывом идут «Русский язык» (13,5%) и «гуманитарно-социальные» дисциплины (12%). Конечно, во времена позднего Советского Союза иностранцев, желающих стать инженерами, было гораздо больше — за 50%, но и сейчас доля достойная.
Забавно: заочная форма обучения в российских вузах, ставшая весьма популярной у иностранцев в последние годы (в начале 1990-х заочников-иностранцев в России практически не было, а в 2010 году их уже стало почти 70 000), привлекает абитуриентов совсем другого профиля: почти половина (48%) выбрали экономическо-управленческие специальности. На втором месте (15%) — правовые, а инженерно-технические всего лишь на третьем (13,5%). Причину знает любой преподаватель: качество дистанционного обучения сейчас откровенно невысоко, его выбирают в основном желающие получить «корочку» за небольшие деньги. Для справки: особенно популярна «заочка» у студентов из стран СНГ, а ребята из дальнего зарубежья стараются поступить на дневное.
Справедливости ради: инженерные науки и экономика/менеджмент популярны у иностранных студентов не только в России. Например, в Соединенных Штатах, крупнейшем в мире экспортере образовательных услуг, доля иностранных студентов, изучающих бизнес и менеджмент, составляла в 2011/2012 годах около 22%. На втором месте, 18,5%, инженерные специальности. Дальше, с большим отрывом — «математика и вычислительная техника» и «социальные науки».
В случае с иностранными студентами в России роль, безусловно, играют и давние, еще советские, связи, и относительная дешевизна образования, и до сих пор высокий статус российских дипломов во многих странах. Естественно, среди иностранцев, даже обучающихся очно, есть много желающих просто получить «корочку», и преподавателям приходится закрывать глаза на их откровенно убогие знания. Но в целом логика железная: иностранцы, большинству из которых приходится жить на содержании семьи и выкладывать за обучение немалые деньги, стараются получить от чужой системы высшего образования максимум.
И в России их выбор сильно отличается от предпочтений местной молодежи.
Даже при всех скидках и допущениях не так просто объяснить устойчивую популярность гуманитарных (в основном, экономическо-управленческих) специальностей у российских абитуриентов. Практически аномалия: бюджетных мест в вузах все меньше, власти настойчиво предлагают изучать что-то другое, ценность дипломов девальвируется, а работодатели все больше жалуются на высшую школу, которая уже много лет продуцирует тьмы ненужных экономике гуманитариев. Но ничего не меняется.
Возможно, лучшие российские абитуриенты считают, что местное образование безнадежно убого и массово получают достойное образование на Западе, а остальным попросту все равно? Вряд ли. В тех же Соединенных Штатах россиян среди всех иностранных студентов всего 0,6% — их значительно меньше чем, например, граждан Ирана, Таиланда, Непала и Вьетнама, не говоря уже о китайцах с индийцами.
Ответ отчасти можно найти на рынке труда: в 2012 году количество безработных на 100 вакансий достигло минимального уровня с 1999 года — 84,2. В то же время рост зарплат уже много лет опережает увеличение производительности труда даже с учетом инфляции. Студентов и, соответственно, выпускников в России очень много. Значит, они живут в тех же откровенно тепличных условиях, когда спрос на труд сильно превышает предложение.
Рынок работника — отличный консервант. Зачем что-то менять, если все и так хорошо? А запись в дипломе — просто формальность: пока в стране столько работы, беспокоиться просто не о чем. Можно спокойно изучать менеджмент.