История Эдварда Сноудена, американского разведчика-разоблачителя, временно прописавшегося в транзитной зоне аэропорта Шереметьево-2, — сюжет для шпионского романа эпохи постмодерна. Место действия — терминал аэропорта, идеальное пространство глобализации, стерильное и обезличенное, с кондиционированным воздухом и стандартизованной архитектурой. Аэропорт Шереметьево всегда был такой экстерриториальной точкой в пространстве России, особенно в советские времена: герой поэмы «Москва — Петушки» ездил туда декадентски пить коньяк в буфете, а знакомый журналист-международник из «Правды» в перерывах между зарубежными командировками ездил в Шереметьево за запахом западной жизни: кофе, парфюма и дорогих сигарет. В годы перестройки Шереметьево, в ту пору единственный международный аэропорт Москвы, стало самым настоящим «окном в Париж» для сотен тысяч эмигрантов.
Последние несколько недель там жил шпион.
«Тихий американец» Эдвард Сноуден, как и его патрон, основатель Wikileaks Джулиан Ассанж, — человек невзрачный, таких берут в разведку как раз за неприметность. Оба они вызывают смешанные чувства. Для одних они предатели, для других — альтруисты, но если кто-то думал, что борцы с Матрицей буду выглядеть как пафосные персонажи из одноименного фильма, в темных очках и вампирских плащах, то они ошибались. Они выглядят как ботаник-очкарик и карикатурный нерд, закомплексованные интроверты, шифрующиеся за подставными IP и общающиеся с миром через своих представителей по скайпу.
В хрестоматийной трилогии «Информационная эпоха» американский социолог Мануэль Кастельс пишет, что в сетевом обществе «пространство мест» заменяется «пространством потоков» — финансовых, информационных, человеческих. Для потоков не нужна физическая близость людей, они представляют собой последовательности повторяющихся обменов между удаленными акторами, например в социальной сети или в биржевой интернет-торговле. Точно так же британский социолог Зигмунт Бауман говорит о «текучей современности», которая не помещается в привычные территориальные рамки.
Наступает эпоха детерриториализации, национальные границы и юрисдикции значат все меньше.
Гражданин Австралии Джулиан Ассанж скрывается от шведского правосудия в посольстве Эквадора в Лондоне. Американец Эдвард Сноуден сидит в российском аэропорту в ожидании перелета в Эквадор через Гавану. Их судьбы могут показаться эксцентричными, а сами они — интернет-маргиналами, но именно такие «сетевые хомяки» подтачивают суверенитет государств и даже главного суверена и провайдера современного мира: Америки.
Попытки США фильтровать и отслеживать глобальный сетевой трафик впечатляют эпическим масштабом и столь же эпической бессмысленностью. Система «Призма», подробности которой раскрыл Сноуден (анализ 1,7 млрд телефонных разговоров и электронных сообщений в день), способна напугать разве что обывателей и впечатлительных российских политиков, но не настоящих злоумышленников, которые пользуются шифрованными чатами и общаются в андернете — «глубоком» интернете, куда никакой Гугл не ходил. Самоорганизующаяся сеть по определению умнее государственных агентств и национальных барьеров. Она способна обхитрить и американское Агентство национальной безопасности, построившее многомиллиардный дата-центр в Юте, где хранятся зеттабайты перехваченной информации, которую невозможно адекватно проанализировать, и китайские власти, отгородившие страну «великим китайским фаерволом».
На этом фоне предложения российских политиков, возбужденных откровениями Сноудена, по суверенному контролю над интернетом нелепы, как приказ царя Ксеркса высечь море. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предложил перенести в Россию серверы, на которых хранятся личные данные российских граждан, а челябинский сенатор Руслан Гаттаров уже давно лоббирует создание национального ПО на основе открытого кода. Конечно, Россия, вдохновленная примером Китая, создавшего местные аналоги Фейсбука и Твиттера, может попытаться национализировать интернет. Бюджеты будут освоены, на Рублевке появятся новые дачи, но результатом, скорее всего, станет очередной ГЛОНАСС с падающими спутниками, а россияне будут ходить в глобальную сеть чуть более кривыми путями.
Еще забавнее попытка России разыграть карту Сноудена по принципу «враг Америки — мой друг».
Если раньше СССР пестовал безобидных антиамериканских фриков типа коммунистки Анджелы Дэвис, голодающего доктора Чарльза Хайдера или вождя краснокожих Леонарда Пелтиера, то сегодняшние попутчики — ведущий Russia Today Джулиан Ассанж и резидент Шереметьево-2 Эдвард Сноуден — союзники сомнительные. Они подрывают суверенитет и разрушают монополию государств на информацию, то есть опровергают все принципы, за которые Россия так упорно держится. Они-то и есть те самые «иностранные агенты», пугающие власть. Агенты Сети, которая начинает и выигрывает.