18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЧИКОВЫМ ПАВЛОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЧИКОВА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА
Задачей первой Национальной гвардии, возникшей в Париже сразу после Великой французской революции 1789 года, было подавление контрреволюционных мятежей монархистов. У российских внутренних войск, превращенных по указу президента Путина в Нацгвардию, тоже революционное прошлое. Их предшественниками были вооруженные отряды ВЧК, созданные после Октябрьской революции. Они неоднократно меняли свое название, пока не были сформированы Внутренние войска НКВД СССР, куда включили печально известный ВОХР, а также конвойные и железнодорожные войска.
Именно Внутренние войска НКВД выполняли задачу по депортации народов, подавляли националистические движения в Прибалтике, Украине и Белоруссии во время и после войны. В 1946 году НКВД был переименован в МВД, и вплоть до последних событий внутренние войска сохранялось почти в неизменном виде.
ВВ МВД всегда имели двойное подчинение — вроде бы не совсем МВД, но и не вполне Минобороны. По сути это во многом искусственное выделение группировки военнослужащих для решения внутригосударственных задач, которые не вправе исполнять армия. У внутренних войск форма полицейская, а функционал армейский. Зачастую это еще и бесплатная рабочая сила, которую власти могут использовать, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий.
В 1950-1980-е годы внутренние войска не менее 10 раз подавляли массовые акции протеста населения, в том числе разгоняли забастовку рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 году, когда от рук 50 вооруженных автоматами бойцов погибли 26 человек, а 85 получили ранения. Внутренние войска были задействованы в подавлении межнациональных конфликтов в конце 1980-х — начале 1990-х годов (Нагорный Карабах, Фергана, Ош, события в Вильнюсе и Риге). Позже, уже в России, они сыграли важную роль в обеих чеченских войнах.
Организованы войска были по военным округам, без привязки к субъектам Федерации. В регионах подразделения ВВ не подчинялись ни местным властям, ни руководителям главков МВД. В обычной жизни их основная задача — патрулирование населенных пунктов. 18-19-летние молодые ребята в полицейской форме не по размеру и с резиновой дубинкой на поясе, гуляющие по двое-трое на улицах, — это и есть внутренние войска, которые теперь называются национальной гвардией. Впрочем, есть в структуре ВВ и специальные подразделения, состоящие из профессионально подготовленных бойцов — прежде всего спецназ, известные «краповые береты». Политическая значимость внутренних войск подтверждается и тем, что их ни разу не коснулись многочисленные сокращения, притом что штат милиции (затем полиции) за последнее десятилетие снизился почти вдвое.
Судя по внесенному президентом в Думу законопроекту о Нацгвардии, новая силовая структура получит те же полномочия, что и бывшие внутренние войска. Новый закон во многом дублирует действующий.
В состав Национальной гвардии помимо внутренних войск (около 170 000 человек) войдут профессиональные силовые подразделения полиции — ОМОН и СОБР, а также вневедомственная охрана (до 300 000 человек) вместе с ФГУП «Охрана». Последние в структуре МВД всегда выполняли роль основного внебюджетного и не вполне подотчетного источника дохода, что неминуемо создает коррупционные риски. По уставу — ФГУП «Охрана» МВД России является коммерческой организацией и ведет свою деятельность на основе договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами, частными и государственными структурами. По сути — это коммерческая полиция, активно конкурирующая с частными охранными предприятиями. У нее на охране более 1,2 млн квартир, 190 тысяч складов и еще полмиллиона других объектов. Ежегодный коммерческий доход от вневедомственной охраны оценивается в 15-20 млрд рублей. Кроме полицейских охранников к Нацгвардии отнесены лицензионно-разрешительные подразделения, оказывающие платные услуги по выдаче разрешений на ношение разного вида оружия, детективную охранную деятельность и т. д. Именно ликвидацию платных полицейских услуг требуют уже много лет критики МВД России, это было одно из предложений в период реформы полиции 2010 года. Теперь министерство этих функций лишено, однако они переданы на кормление Национальной гвардии.
Создание новой самостоятельной силовой структуры во главе с бывшим личным охранником и близким другом Путина Виктором Золотовым численностью до полумиллиона штыков — это, безусловно, знаковое политическое событие. Ранее президент уже делал подобные шаги.
В 2003 году на базе упраздненной Федеральной налоговой полиции был создан Госнаркоконтроль. Его возглавил близкий друг президента Виктор Черкесов. Ведомство быстро превратилось в мощнейшую политическую силу, позволившую себе на равных соперничать с ФСБ. Однако в 2008 году, когда соперничество переросло в открытый конфликт, Черкесова на посту директора Службы сменил другой друг Путина — Виктор Иванов. Теперь сам ФСКН стал «жертвой» Нацгвардии.
В 2011 году из органов прокуратуры был выделен Следственный комитет во главе с еще одним близким другом Путина — Александром Бастрыкиным, который фактически монополизировал следственные полномочия по наиболее значимым уголовным делам.
Очевидно, что создание Национальной гвардии призвано решить сразу несколько задач:
1. Приблизить и возвысить своего соратника с начала 1990-х годов Виктора Золотова. Сегодня он явно занял место главного фаворита президента среди силовиков.
2. Обозначить охрану власти от различных смут в качестве приоритета внутренней политики. Россия входит в сложный избирательный цикл 2016-2018 годов. Причем, по мнению Кремля, страна подвергается информационному и политическому давлению извне.
3. Подготовиться к силовой реакции на волнения, которые возможны в условиях кризиса, прежде всего среди бюджетников, к которым, между прочим, относятся и военнослужащие, и полицейские, и другие силовики. МВД с прошлого года уже рапортует о наметившемся впервые за 20 лет росте общеуголовной преступности.
4. Создать хорошо вооруженную и обеспеченную армию, подчиненную лично президенту, показав тем самым ослабление других силовых кланов, в частности МВД.
Но остаются вопросы. Прежде всего неясно, кто и как будет теперь осуществлять силовое обеспечение работы полиции, которую ранее выполняли внутренние войска, ОМОН и СОБР. Привлечение для этого бойцов иного ведомства предполагает кучу согласований и проволочек, которые зачастую недопустимы из соображений оперативного реагирования.
Поэтому следует ожидать формирования в структурах МВД новых спецподразделений.
Например, в составе ГУВД Москвы уже есть два оперативных полка. Они не входили в состав внутренних войск и поэтому не будут переданы в Национальную гвардию. Так что больше спецназов, хороших и разных.