К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему россиянам сложно понять выбор Анджелины Джоли

Фото Reuters
Фото Reuters
Вопросы к актрисе могли появиться только в обществе, которое находится в плену симулякров

Сейчас многие обсуждают выбор Анджелины Джоли, публично объявившей о сделанной операции мастэктомии и планируемом удалении яичников. «Правильно или не правильно так бояться рака? Зачем удалять здоровую грудь?» — такие вопросы задают в обществе, в котором культивируется не просто ценность, а сверхценность сексуальности.

С точки зрения врача Джоли сделала все правильно. Известно, что при уже подтвержденном онкологическом диагнозе такая операция давала бы меньше шансов на выживание.

Но общество поразило то, что Джоли добровольно, ради собственного здоровья, нарушила норму собственной сексуальности. Она показала, что это не основная ценность для нее.

 

Не каждый осознал, что Джоли совершила нормальный человеческий шаг, потому что только жизнь и только ее ценность являются главными, выше жизни ничего уже нет. Люди социализированные, полноценные и в этом смысле нравственные умеют ограничивать себя в чем-то во имя здоровья и благополучия.

В мировой статистике здравоохранения онкологические заболевания стоят как причина смерти на втором месте после сердечно-сосудистых. При этом в распространении рака важную роль играет поведение людей. Это не инфекция, не эпидемия, а то, что может контролироваться социальной средой, местным здравоохранением и прежде всего самим человеком. Здесь для любого государства — край непочатой работы.

 

Два года назад вместе со специалистами Федерального центра детской онкологии и гематологии мы завершили исследование репродуктивного поведения матерей, у которых дети болели раком. В выборке участвовали 1100 женщин со всей страны — от Дальнего Востока до западных границ России. В ходе исследования обнаружилась удивительная вещь: ценность семьи, приверженность здоровому образу жизни и потребность в детях в таких семьях выше, чем у среднестатистической российской семьи. Мы сравнивали полученные результаты с итогами исследования примерно 1100 женщин, проведенного Росстатом в 2009 году в 30 регионах. Оказалось, что если в среднестатистической семье родители стремятся иметь двух детей, то у женщин с больными детьми более высокие репродуктивные установки.

Почему так? Надо заметить, что матери с ребенком-инвалидом никаких материальных преимуществ и льгот не имеют. Они просто говорят, что «в детях счастье и смысл их жизни». Болезнь создает более тесную связь с ребенком: они вместе переживают стрессы, связанные с лечением, вместе радуются успехам. Как сказала одна из мам, «капельница, постоянно подключенная к моему ребенку, была словно пуповина, вновь связавшая нас». Мощная эмоциональная связь ведет к радикальному обновлению системы ценностей матерей и детей, новому мировоззрению и к новым установкам репродуктивного поведения в том числе.

Матери больных детей и в чуть меньшей степени отцы сознательно ограничили свои эгоцентристские устремления, связанные с работой, отдыхом и развлечениями, целиком переключившись на семью. Точно так же, как это сделала Джоли. Глубинные интервью с такими родителями показали, что и окружающий мир они видят совсем по-другому, нежели их современники. Они умеют обратить свое внимание на экзистенциальные ценности, которые вдруг в современном обществе стали не так заметны, как символические ценности, к коим относится и сексуальность. Аналогичное исследование мы проводили и ранее среди многодетных (от пяти детей) семей. По своему отношению к жизни матери в таких семьях оказались похожими на матерей с онкологически больными детьми.

 

Философы говорят, что мы живем в мире симулякров (то есть выдуманных ценностей). И они, к сожалению, зачастую оказываются для нас важнее, чем коренные жизненные ценности. Именно в этом контексте следует рассматривать поступок Джоли.

Самые важные ценности в жизни — здоровье, благополучие семьи и ближайшего окружения, здоровый досуг. И ничего не надо выдумывать сверх этого.

К сожалению, в современном, так называемом цивилизованном мире такие жизненные ценности отодвигаются на второй план. Особенно серьезна ситуация в России. У нас самая низкая продолжительность жизни среди развитых стран мира. 75 лет у женщин — показатель из девятой десятки среди 300 стран мира. Это почти на 10 лет меньше, чем у японок и женщин из скандинавских стран. Наши мужчины живут и того меньше — на 11 лет меньше женщин. И это в то время, как разница в продолжительности жизни у европейских мужчин и женщин составляет всего 5-6 лет. Вот о чем в первую очередь должно заботиться правительство. Речь идет не только о здравоохранении, но и о других социальных службах. Нам следует сконструировать новую модель семьи — семьи XXI века, где центром внимания должен быть семейный образ жизни. Ведь физически люди заболевают тогда, когда психологически «болеет» семья.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+