Двухпартийная система США привлекает внимание исследователей в течение многих лет. Это одна из наиболее стабильных партийных систем, чья история насчитывает более 200 лет. Поэтому первый вопрос, который возникает у всех: почему в Америке две партии? Второй: почему другие партии если и возникают, то не могут составить конкуренцию двум основным? И третий вопрос: ждет ли трансформация американскую политическую систему?
Партии не всегда занимали столь важное место в истории США.
На заре американского государства к партиям было скорее негативное отношение, хотя политические группировки появлялись. Наиболее известные — федералисты и антифедералисты, возникшие еще в период Войны за независимость. Но партии рассматривались как элемент, разделяющий страну, а не объединяющий. Ведь Соединенные Штаты Америки возникают из группы уже существовавших небольших государств — штатов. Они так и называются — state («государство, штаты»). Эти изначально независимые колонии-государства объединяются в федерацию. Соответственно, появились и противники такого объединения. Первый президент США Джордж Вашингтон, напутствуя американцев после завершения срока своего президентства, предупреждал, что партии — это зло, ведущее к разъединению страны.
Примерно до 1824 года в Штатах продолжалась эпоха, названная в историографии «эра доброго согласия». Партии появились, но это, скорее, были протопартии. Одну из них возглавлял Томас Джефферсон, другую — Александр Гамильтон.
В большинстве вопросов они занимали схожую позицию.
Начиная с президентских выборов 1824 года впервые возникают реальные общенациональные партии: демократы и виги. Они действовали на территории всех штатов, входивших в молодое американское государство. В последующем эти партии не пережили Гражданскую войну.
Однако возникшая система «демократы — республиканцы» еще не была вполне современной, известной нам. Она просуществовала где-то до конца XIX века, в этот период Республиканская партия действовала на севере, а Демократическая партия — на юге. Обе партии начинают действовать в общенациональном масштабе только с 90-х годов XIX века, и это уже четвертая партийная система, которая просуществовала до кризиса 1932 года, когда вновь меняется характер американских партий.
Выборы 1932 года привели к тому, что Демократическая партия из партии юга и партии рабовладельцев превратилась не просто в общенациональную, а в партию городскую, в значительной степени в партию мигрантов, за которую голосовали многие новые американцы (в начале XX века их было особенно много). Республиканская партия к этому времени обрела консервативный статус.
Возникшая в 1930-е годы двухпартийная система просуществовала до конца 1960-х годов, когда распалась основа, на которую опиралась Демократическая партия. С того времени ведутся многочисленные дискуссии: что произошло после 1968 года? Происходит ли перегруппировка? Выходят ли на первый план консервативные силы во главе с Республиканской партией? Часть американских историков считает, что это была скорее «разгруппировка», то есть распад старых коалиций, который еще не привел к формированию новых политических партий.
Сейчас в США идут глубокими трансформациями как в самом электорате, так и в механизмах работы политических партий. И демократы и республиканцы стараются модернизироваться. Например, демократы сделали первичные выборы обязательными, до начала 1970-х годов система «праймериз» действовала лишь в немногих штатах.
Изменения коснулись и финансирования политических партий.
Многие говорят, что американская избирательная кампания превратилась просто в многомиллиардный бизнес. Из-за того, что вводится ограничение на финансирование, растет роль так называемых «комитетов политического действия», которые создаются различного рода движениями, не связанными с партиями, но участвующими в политической жизни. Комитеты могут собирать средств сколько угодно, они не передают их напрямую партиям, но могут выполнять работу за них. И происходит это на фоне кризиса партий, когда избирателей, которые считают себя либо демократами, либо республиканцами все меньше, а число независимых растет.
В результате политические партии оказываются в такой среде, когда комитеты политического действия начинают составлять им прямую конкуренцию. И это ставит под вопрос будущее двухпартийной системы. Впрочем, пока никто не придумал другого механизма ни выдвижения кандидатов, ни организации выборов. В этом смысле замены партиям пока нет.