К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Реки денег и времени: как преобразить городскую набережную

Реки денег и времени: как преобразить городскую набережную
Крупнейшие города мира активно переосмысливают устройство прибрежных территорий. Как эти пространства влияют на окружающую среду?

В августе этого года мэрия Москвы объявила международный градостроительный конкурс на концепцию освоения прибрежных территорий Москвы-реки. Проект станет одним из самых масштабных для столицы — протяженность реки в черте города составляет 83 км, на 201 км береговой полосы находятся 22 млн кв. м существующей застройки, четверть которой составляют производственные территории. О результатах конкурса станет известно в декабре. Москва занялась облагораживанием набережных с большим опозданием: города мира уже давно пытаются превратить реки в центр общественной и культурной жизни.

Во все времена развитие городов было связано с водой. Вода служила естественной границей города и основной транспортной артерией. В XX веке развитие промышленности, железнодорожного и автотранспорта, а также активное строительство жилья на окраинах отдалило городскую жизнь от воды. На берегах рек разрослись промышленные предприятия, порты, набережные опутались железнодорожными путями и скоростными автомагистралями. Только в конце 1970-х годов благодаря процессу деиндустриализации рождается концепция «нового урбанизма», в центре которой — создание набережных, комфортных для проживания.

За последние десятилетия в мире реализованы десятки проектов ревитализации набережных. На месте фабрик и доков создаются культурные центры и университеты, как, например, в Сиднее, Бильбао или Гамбурге, новые деловые центры, как в проекте Кэнэри-Уорф в Лондоне, парки, рекреационные пространства и городские пляжи, как в Нью-Йорке, Париже или Шанхае.

 

До нас тенденция обновления прибрежных территорий дошла с опозданием.

Под землей и над землей: Мадрид, Испания

Власти Мадрида вернули реку горожанам. Но смогут ли они вернуть потраченные деньги?

 

«Там, где когда-то ездили тысячи машин, сейчас прекрасный парк» — так кратко описывается на официальном сайте история преобразования загруженной транспортной магистрали в благоустроенную набережную. Для этого потребовалось семь лет и €4,1 млн ($5,8 млн).

На протяжении долгих лет река Мансанарес в Мадриде была отрезана от города многочисленными предприятиями, железной дорогой, канализационными системами начала XX века. Построенное в 1970-е годы скоростное шоссе M-30 окончательно заблокировало доступ горожан к реке. Уровень шума, атмосферных загрязнений и регулярные выбросы отходов в реку делали окружающую территорию абсолютно непригодной для жизни.

Новая жизнь реки стала ключевым проектом мэра Мадрида Альберто Руиса-Гальярдона, занимавшего эту должность с 2003 по 2011 год. 6 км трассы M-30 ушли под землю, здесь должен возникнуть новый парк — градостроительная ось, пригодная для использования пешеходами и объединяющая отдаленные и обезлюдевшие районы города. При этом трасса расширяется, а очистные сооружения вокруг реки модернизируются. Международный конкурс на градостроительную концепцию парка выиграло голландское бюро West8. На месте автомагистрали появился зеленый коридор длиной 8 км и общей площадью 120 га, где разместились детские площадки, места для занятий спортом, городской пляж, культурная и образовательная инфраструктура.

 

Как любой проект такого масштаба, Madrid Rio вызывал протесты. Чиновники Евросоюза сочли недостаточно продуманными экологические последствия реализации проекта. Защитники окружающей среды заявляли о «симуляции» набережной и уничтожении доступа к берегам реки (которые были закованы в бетон на столетие раньше).

Гораздо серьезнее стали финансовые последствия проекта для городского бюджета. Его стоимость превысила первоначальный бюджет более чем в три раза. При этом 90% вложений было потрачено на строительство туннелей и модернизацию подземной инфраструктуры и только 10% — на благоустройство парка. В ближайшие 35 лет на эксплуатацию инфраструктуры потребуется порядка €3,2 млн. В результате долг Мадрида стал самыми большим в Испании. За создание парка жителям города придется расплачиваться налогами еще несколько десятилетий.

Градостроительное решение Madrid Rio, при котором инфраструктура уходит под землю, уступая место общественному пространству, не уникально — по такому же принципу обновляли набережные в Дюссельдорфе. Аналогичная концепция предлагается и в Москве, где сегодня набережная используется как транспортная магистраль.

Теория малых дел: Провиденс, США

«Суицидальный круг» в Провиденсе теперь излюбленное место отдыха

Провиденс с населением чуть больше 180 000 человек так и остался бы теряющим жителей промышленным городом, если бы не сочетание уникального водного пространства и современного искусства.

 

Активно развивавшийся в начале ХХ века, Провиденс начал приходить в упадок со времен Великой депрессии. С 1950-х годов население города постоянно сокращалось одновременно с ростом организованной преступности. Город стал криминальной столицей Новой Англии.

Возрождение Провиденса связано с мэром Винсентом Чьянчи младшим, который начал позиционировать город как центр культуры и искусства. В начале 1990-х годов мэрия представила проект релокации двух городских рек, «одетых» в бетон и окруженных плотной сетью железнодорожных путей. Пересечение рек образовывало городскую площадь с круговым объездом, которую местные жители иронично называли «самым широким мостом на свете» и «суицидальным кругом».

Открытые для горожан в 1994 году парк Уотерплейс и набережные «освобожденных» рек, соединенных венецианскими мостами, сразу же наполнились людьми. Но всемирную известность Провиденсу принесло современное искусство. В том же году была впервые показана паблик-арт-инсталляция художника Барнаби Эванса «Огни на воде» — 42 факела зажглись на водной поверхности.

Теперь сотни «огней на воде» зажигаются несколько раз в год, представление соединяет паблик-арт, перформансы, классическую и современную музыку. Помимо этого, в парке проходит множество бесплатных событий, которые привлекают миллионы туристов ежегодно. А преступность идет на убыль. Учрежденная в 1997 году неправительственная организация WaterFire Providence большую часть финансирования получает не от муниципалитета или штата, а от корпоративных спонсоров и частных пожертвований, а также принимает помощь от волонтеров.

 

Проект перестройки центра Провиденса был завершен только в 2002 году. Помимо развития общественных пространств и парков в него вошли мероприятия по оптимизации городской транспортной инфраструктуры, строительство 12 новых мостов, перемещение и расширение главных улиц и многое другое. Общая стоимость проекта составила порядка $60 млн.

Государственно-частное партнерство по-канадски: Торонто, Канада

«Сахарный пляж» -- одна из самых спорных частей проекта реконструкции набережной Торонто

Крупнейший в Северной Америке и один из самых масштабных в мире градостроительных проектов — редевелопмент прибрежных территорий Торонто, расположенного на озере Онтарио.

Масштаб канадского мегапроекта допускает сравнение с российскими аналогами. Ревитализация водного фасада Торонто рассчитана на 25 лет и затрагивает территорию 800 га. Проект предусматривает строительство 40 000 жилых объектов (20% из них — доступное жилье), 1 млн кв. м жилой и торговой недвижимости, 300 га парков и общественных пространств. Будет создано 40 000 новых рабочих мест. Для управления проектом правительство Канады, руководство провинции Онтарио и мэрия Торонто в 2001 году учредили Корпорацию ревитализации прибрежных территорий Торонто (Toronto Waterfront Revitalization Corporation).

 

На первой стадии проекта основное внимание было уделено развитию общественных пространств — с 2004 года на набережной появилось 17 новых объектов для отдыха, в том числе пляжи, променады, велодорожки. Это продиктовано не только заботой о горожанах и туристах, но и бизнес-логикой: улучшение городской среды повышает капитализацию земли и привлекает инвесторов. Только в 2010 году было построено первое административное здание — штаб-квартира канадской медиакомпании Corus Entertainment. Эффект от реализации проекта для канадской экономики уже оценивается в $2 млрд.

Однако есть и проблемы, одна из основных — финансирование. Уже очевидно, что первоначальная стоимость проекта будет превышена вдвое: если в 2001 году она оценивалась в $17 млрд, из которых только $4,3 млрд должны были поступить из государственных бюджетов трех уровней, то сейчас она составляет $34 млрд. Недостающие средства управляющая компания должна привлечь за счет различных схем государственно-частного партнерства.

Это объясняет пристальный интерес контролирующих органов и налогоплательщиков к расходованию средств. Недавно депутаты городского совета и местные СМИ заинтересовались обоснованием стоимости инфраструктуры «Сахарного пляжа» (Sugar Beach) — проекта канадского дизайнера Клода Кормье, вдохновленного находящейся неподалеку карамельной фабрикой. По запросу городского совета управляющая компания представила полный отчет от цены розовых пляжных зонтиков и раскрашенных под карамель декоративных камней до кубометра песка. Российским налогоплательщикам остается только позавидовать такой прозрачности государственного мегапроекта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+