11 сентября в Москве прошли консультации российского и американского внешнеполитических ведомств, посвященные Договору о ракетах средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). МИД России подытожил результаты встречи в сообщении для прессы: «Стороны подтвердили важность сохранения Договора и условились продолжить, в том или ином формате, диалог по устранению сохраняющихся расхождений». В такой же тональности выдержан пресс-релиз Госдепа США.
Взаимные претензии
Однако обе стороны отметили, что их не удовлетворили разъяснения друг друга в связи с предполагаемыми нарушениями договора. Вкратце, американская сторона обвиняет Россию в разработке крылатой ракеты наземного базирования Р-500 для комплекса «Искандер-К». С российской стороны выдвигаются обвинения в том, что США испытывают ракеты-мишени противоракетной обороны (ПРО), используют ударные беспилотные летательные аппараты и планируют разместить пусковые установки для противоракет в Польше и Румынии.
Список взаимных обвинений может быть расширен.
Кроме того, российские дипломаты негативно относятся к стремлению США обсуждать предполагаемые нарушения договора Россией с партнерами по НАТО, поскольку речь идет о документе, касающемся только России и США. Попытки представителей НАТО критиковать Россию в связи с договором о РСМД отметаются российской стороной. Также МИД России осуждает попытки США придать обсуждению нарушений договора публичный характер, называя это «мегафонной дипломатией».
Как было раньше
Данный обмен обвинениями не представляется чем-то исключительным. В истории советско- и российско-американских переговоров по контролю за ядерными вооружениями каждая из сторон неоднократно пыталась обойти подписанные документы и не дать «вероятному противнику» сделать то же самое. Все договоры предполагали меры по обеспечению транспарентности. В годы «холодной войны» эти механизмы работали, как правило, исправно. Помимо прочего, они включали частые инспекции, уведомления и консультации.
После окончания «холодной войны», на излете которой и был подписан договор о РСМД, эти механизмы стали «ржаветь». Политические лидеры России и США не видели в них особого смысла, поскольку были уверены в значительном снижении ядерной угрозы со стороны друг друга и не были заинтересованы в расходе бюджетных средств на инспекции и прочие, как казалось, пережитки периода «холодной войны». Представители военно-промышленного комплекса и вооруженных сил в обеих странах были только рады сворачиванию инспекций, отсутствию необходимости в частых уведомлениях, сокращению консультаций, т.е. снижению всей той активности, которая обеспечивала прозрачность ядерных сил перед заокеанскими «партнерами».
Договор о РСМД испытал на себе последствия окончания «холодной войны». По сути, Россия и США активно не использовали механизмы инспекций, уведомлений и консультаций, предполагаемые договором. Специальная комиссия по контролю и инспекциям, оговоренная в документе, так и не стала той платформой, на которой стороны могли бы ставить вопросы перед друг другом и получать развернутые ответы. Если бы договор о РСМД исправно работал, стороны годами не копили бы взаимные претензии, чтобы вывалить их друг перед другом в подходящий с политической точки зрения момент.
Да несчастье помогло
Только нынешний кризис в отношениях между Россией и Западом создал условия для восстановления полноценной системы мер доверия и транспарентности, прописанной в действующих российско-американских договорах в области контроля ядерных вооружений. Московская встреча представителей внешнеполитических ведомств России и США это показала. На ней не были сняты вопросы о предполагаемых нарушениях договора о РСМД. Но они обсуждались. Стороны подтвердили приверженность договору и намерение продолжить консультации.
Эта встреча – лишь один из многих шагов на пути к всеохватывающей системе российско-американских мер доверия и транспарентности в области контроля ядерных вооружений. Речь идет не о восстановлении той системы, что существовала в годы «холодной войны». На повестке дня стоит вопрос об адаптации советско- и российско-американского опыта к современным условиям.
Но для этого придется решить ряд проблем.
Во-первых, развитие военных технологий и появление систем, которые могут относиться или не относиться к действующим соглашениям, включая договор о РСМД (в зависимости от интерпретации документов той или иной стороной), обостряет проблему определения и уточнения понятийного аппарата.
Во-вторых, изменение международного баланса сил сделало невозможным вести обсуждение вопросов контроля ядерных вооружений только на двусторонней основе. Хотя в обозримой перспективе Россия и США будут играть лидирующую роль в обсуждении проблем контроля ядерных вооружений, другие ядерные государства будут неизбежно вовлечены в переговоры в той или иной форме.
При этом, нынешний кризис отношений между Россией и Западом, стимулируя диалог между Москвой и Вашингтоном, негативно влияет на перспективы многостороннего диалога. Великобритания и Франция явно не готовы обсуждать проблемы контроля ядерного оружия с «агрессором» в лице России. Россия же сегодня совершенно не заинтересована в том, чтобы оказывать давление на Китай, Индию и Пакистан для вовлечения их в обсуждение вопросов контроля ядерных вооружений.
Москве не хотелось бы омрачать отношения с теми государствами, которые не поддержали антироссийские санкции Запада.
В-третьих, как в России, так и в США, все громче звучат голоса против договора о РСМД и других российско-американских соглашений, соблюдение которых якобы наносит вред национальной безопасности. Даже российский президент не раз говорил об изменившихся условиях в окружении России, в которых сохранение договора может быть поставлено под вопрос ради национальной безопасности. Об этом Путин сказал в своей программной речи на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. И совсем недавно — 14 августа на ялтинской встрече с депутатами Государственной Думы. На высказывание одного из депутатов о том, что решение о выходе из договора о РСМД уже назрело, президент ответил: «...Мы, конечно, над этим думаем, анализируем. Мы сегодня в состоянии обеспечить надёжную, абсолютно гарантировано, свою безопасность теми системами, которые у нас есть, и теми, которые мы развиваем. Но вопрос не праздный».
Что дальше?
Во многих российских и зарубежных публикациях утверждается, что судьба Договора о РСМД зависит от решения России и, конкретно, ее президента. Мол, Путин хоть завтра может отдать распоряжение выйти из Договора. Некоторые эксперты уверены в том, что если США припрут Россию к стенке, ей ничего останется, кроме как сделать такой шаг. Эти рассуждения представляются чрезмерно упрощенными.
Умалять влияние президента на внешнюю политику России было бы неразумно. Однако связывать судьбу договора о РСМД лишь с его волей было бы неправильно. Несмотря на все суждения высокопоставленных чиновников, включая Путина, о вредности договора о РСМД, Россия остается его членом. Это свидетельствует о том, что политические декларации могут расходиться с военно-политическим оценками последствий выхода из договора. Похоже, что как при Михаиле Горбачеве, так и при Борисе Ельцине и Владимире Путине сохранение договора о РСМД представлялось более желательным для России, чем его демонтаж.
Пока угрозы, связанные с выходом из договора, считаются более серьезными, чем угрозы, обусловленные его сохранением.
Наиболее вероятным сценарием кажется активизация Россией и США мер доверия и транспарентности, оговоренных в договоре о РСМД с постоянными попытками его обойти, предпринимаемыми обоими сторонами. Текущий кризис в отношениях России и Запада вряд ли способен похоронить договор о РСМД. Он будет оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на судьбу договора: с одной стороны способствовать активизации мер доверия, с другой – мешать его превращению в многостороннюю инициативу.
Ситуация может кардинально измениться в том случае, если одна из сторон пойдет на развертывание таких систем, которые, по мнению другой стороны, будут подпадать по договор о РСМД, т.е. пойдет на сознательное изменение баланса сил. Для России таким шагом может стать развертывание американских противоракет в Польше и Румынии, для США – развертывание российских комплексов «Искандер-К». Исключать такую возможность нельзя, как и нельзя полностью исключать вероятность решения Москвы или Вашингтона о выходе из договора по сугубо политическим причинам, хотя и под предлогом нарушений договора о РСМД другой стороной.