В эпоху девальвации профессии политика и «количественного смягчения» нравственных ценностей, когда обещания даются так же быстро, как работает печатный станок, а мысли «элит» прикованы только к удержанию власти, «железная леди» навсегда останется для меня золотым стандартом преданности своим идеалам и несгибаемой воли, направленной на их достижение.
Каковы были ее идеалы? На этот вопрос лучше всего сможет ответить только она сама: «Позвольте мне поделиться с вами моим представлением об обществе этого будущего: это люди, имеющие право работать так, как они хотят, тратить, что они зарабатывают, владеть собственностью, иметь государство в качестве слуги, а не господина».
Что она смогла сделать? Она смогла вытянуть Британию из пучины иждивенчества и социалистической демагогии, в которую эта страна медленно, но неуклонно погружалась после Второй мировой войны.
Тэтчер реализовала в Великобритании сильную и внутренне согласованную программу, направленную на развитие рынка и конкуренции.
Вот основные положения этой политики:
1) жесткая денежно-кредитная и бюджетная политика позволили обуздать инфляцию;
2) снижение налогового бремени и отказ от идеологии поддержки бизнеса за счет бюджетных ресурсов позволили оздоровить экономику;
3) масштабная приватизация — от гигантов British Petroleum (в российской интерпретации «Роснефть»), British Telecom (по-нашему «Связьинвест»), British Airways (по-русски «Аэрофлот») до небольших коммунальных предприятий — была проведена в интересах среднего класса, а не олигархов;
4) дебюрократизация страны и резкое сокращение численности чиновников при одновременном увеличении оплаты их труда повысили эффективность госаппарата и престижа данной профессии;
5) реформы в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, социальной защиты и трудового законодательства позволили достичь некоторого баланса между ограниченными бюджетными ресурсами, обеспечением качества жизни населения и созданием стимулов для повышения эффективности данных социальных систем.
В результате возник так называемый народный капитализм: число людей, имеющих собственное дело, выросло с 1,9 млн человек в 1979 году до 3 млн человек к 1987 году, доля акционеров — с 7% взрослого населения до 20%, доля владельцев собственных домов выросла с 55% до 66% от численности населения. Но, главное, Тэтчер смогла вернуть британцам веру в себя. Позволю себе вольно процитировать одного британского дипломата, придерживающегося достаточно левых взглядов и принадлежащего к университетской среде, в которой Тэтчер, мягко говоря, недолюбливают: «До Тэтчер мне было стыдно представлять мою страну на международной арене».
Можно говорить, что Маргарет Тэтчер повезло. Она получила власть почти в нижней точке экономического цикла, а реализация ее политики во многом пришлась на период экономического роста. Была и победоносная Фолклендская война. Но ведь и некоторые нынешние политики по обеим сторонам океана вовсю используют «маленькие войны» и экономико-политические циклы.
Только весь выхлоп у них — это удержание власти, а мир становится все менее свободным и безопасным.
Конечно, Тэтчер тоже ошибалась. Например, в конце своего правления вместо того, чтобы пугать бедных англичан введением подушного налога, можно было бы существенно увеличить помощь наименее обеспеченным слоям населения, чтобы они получили большую свободу в выборе услуг образования и здравоохранения. Акцент на помощи бедным и расширении права выбора потребителя позволил бы продвинуться гораздо дальше в создании рынка образовательных и медицинских услуг. «Бедные» стали бы союзниками консерваторов в борьбе против неэффективности государственного сектора.
Несмотря на то что Тэтчер не смогла сделать все свои реформы необратимыми, современным политикам есть чему у нее поучиться. Это вера в идеалы и здравый смысл. Тэтчер верила, что господь не зря дал людям свободу и не государству забирать ее под предлогом заботы о всеобщем благе. Она знала, что рынок эффективнее государства, так же как дважды два четыре, а не пять. Большинство же нынешних политиков верят лишь в то, что им будет плохо без власти. При этом абсолютно неважно, как ты эту власть используешь. Можно заявлять, что ты либерал, и повышать страховые взносы. Можно считать себя монетаристом и выступать за покупку Федеральной резервной системой казначейских обязательств. Можно объявлять, что борешься с коррупцией и одновременно переливать бюджетные средства в карманы «эффективных менеджеров», душить свободу слова и имитировать реформу полиции. Для Тэтчер это было неприемлемым.
Она могла отступить, но никогда не считала отступление победой.
Тэтчер ушла в историю. Но история — это не только прошлое, это настоящее и будущее. Уже сейчас капитализму нужны «святые»: люди, использующие данные богом таланты, трудолюбивые и бережливые. Духовное и материальное богатство произрастает не из государственных расходов, политической демагогии и права грубой силы. Оно достигается свободной волей и любовью к собственному делу. И вот уже История берет фонарь и металлоискатель и отправляется за новыми гвоздями, на которых будет держаться Новый мир.