Первая и главная угроза для нашей экономики — цены на нефть, которые никак не развернутся в сторону роста. Причины таковы: стагнация потребления нефти, продолжение роста производства в США (в этом году ожидается максимум с 1970-х годов — около 9,5 млн баррелей в день), периодические обещания повысить экспорт из Ирана при снятии с него части санкций (это еще 2 млн баррелей в день). В случае снижения цены на нефть марки Brent до $50 во втором полугодии (что пока рассматривается как худший сценарий по сравнению с $65 как базовым) российский бюджет недополучит еще $15 млрд доходов и придется резать уже многие важные бюджетные статьи, а не только «проекты».
В финансовом жаргоне уже появился печальный термин «выкидыш», то есть выкинутый из бюджета.
Вторая угроза — Китай. Обвал фондового рынка КНР показал, что даже в стране со стабильно растущим ВВП и крупнейшими в мире валютными резервами картинка может поменяться с «прекрасной» на «ужасную» за пару недель. И хотя частичное «сдутие пузыря» было спланировано самой компартией Китая, вряд ли можно удержать темпы роста и объемы финансирования экономики на прежнем уровне. Обвал рынка ударил и по потреблению (сбережения потеряли десятки миллионов азартных китайцев), и по кредитованию (обесценились банковские залоги более чем на $1 трлн). Как это отразится на главном для России рынке — нефтяном? Ведь даже потребление нефтепродуктов в КНР впервые за много лет стало снижаться.
Импорт нефти стагнирует. Импорт железной руды на 10-летнем минимуме. Россия не поставляет руду в Китай, но это уже привело к снижению цен на руду и сталь по всему миру и к антидемпинговым расследованиям в США. В итоге это ударит по нашему экспорту продукции черной металлургии. Цены на никель тоже падают (только в 2015 году — почти на треть), а Китай — крупнейший его потребитель. Многолетний растущий тренд в экспорте удобрений, базировавшийся на китайском спросе, похоже, завершился, а рынок близок к насыщению. И это происходит в момент начала российского «разворота на восток», когда продажи сырья в развитые страны сокращаются, а технологическое сотрудничество с Китаем пока остается незначительным. Плюс риск продолжающегося обвала китайского финансового рынка может снизить шансы России на доступ и к азиатским кредитам (приобретение китайцами российских гособлигаций в рублях в июле — хорошая сделка, но она не задает тренд).
Третьей, все еще растущей угрозой является риск продолжения противостояния с Западом. Это может выразиться в новых санкциях против российских банков. Также растет опасность арестов активов за рубежом — вне зависимости от причин ареста («дело ЮКОСа» или новые иски), что вновь ударит по финансовой системе России, пока не способной работать без западных денег.
Четвертая угроза связана с санкциями, но она самостоятельная и экономисты ее явно недооценивают — политический хаос на Украине и военное противостояние в Донбассе. И дело не только в проблемах с транзитом газа. Прекращение торговли с Украиной, приток беженцев (возможно, среди них окажется большинство жителей ДНР и ЛНР), а также вынужденное укрепление западных границ потребуют огромных непредвиденных расходов. Это тоже подорвет госбюджет, вынуждая сокращать в первую очередь социальные расходы.
Самая малозначимая на первый взгляд угроза — социальные и внутриполитические проблемы в России: забастовки на закрывающихся предприятиях, обнищание пенсионеров, неадекватная реакция на это чиновников. Закручивание гаек, бессмысленные запреты и вмешательство в жизнь граждан опасны сами по себе: они ухудшают инвестиционный климат, вызывают бегство капитала и дальнейшее падение ВВП. Примеров достаточно — от разорительных для кинобизнеса инициатив ввести НДС на иностранное кино до уничтожения собственных компаний в медиабизнесе: «СТС Медиа» может стать худшим примером нарушения прав инвесторов в России с конца 1990-х годов.
Что спасет Россию?
Быстрое восстановление цены на нефть — это сценарий по умолчанию. А в первую очередь, как ни банально, сочетание реформ, либерального по отношению к собственному бизнесу снижения налоговой и коррупционной нагрузки и демонополизации с энергичными защитными мерами по отношению к «внешней угрозе» (предотвращение бегства капитала, реальная деофшоризация). В остальном России стоит надеяться на внешние силы: 1) Израиль, который не хочет иранской бомбы, в итоге может «что-то пойти не так» и иранская нефть не попадет на рынок; 2) ИГИЛ, дальнейшие успехи которого приведут к серьезному обострению на Ближнем Востоке и вынудят США на время оставить в покое Россию, не продвигая новые санкции; 3) Китай, где получится остановить нарастающий экономический кризис методами, схожими с политикой «количественного ослабления» ФРС США, и перезапустить механизмы роста внутреннего потребления.
Тогда и циклический рост сырьевых цен начнется пораньше, и российским экспортерам перепадет побольше денег.