К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кризис управления: почему чиновники снова совершают ошибки

РИА Новости
РИА Новости
Как и в 2008 году, антикризисные меры властей не направлены на поддержку предпринимательства

Кризис — это падение спроса, ограничение доступа к финансированию и, как следствие, снижение деловой активности. Последствия кризиса — безработица, снижение покупательной способности населения и далее по спирали вниз. Действия правительства должны быть направлены на то, чтобы разорвать этот порочный круг и решить главную задачу — обеспечить рост деловой активности. Опыт разных стран доказывает, что в числе наиболее эффективных мер уверенно и с большим отрывом лидируют поддержка предпринимательства и компенсация социальных последствий снижения занятости. При этом меры поддержки предпринимательства в первую очередь направлены на стимулирование рыночного спроса и обеспечение доступа к финансированию. А компенсация социальных последствий — на переобучение и адаптацию безработных, а также помощь в поиске новой работы.

Проблема недавно опубликованного антикризисного плана правительства (кстати, как и в 2008 году) в том, что поддержки предпринимательской активности и стимулирования спроса он практически не касается. Из запланированных 2,3 трлн рублей прямые затраты на поддержку предпринимательства составляют около 0,2%, на стимулирование спроса — около 1,5%. Дополнительно на прямое финансирование предприятий — около 13%, и около 11% — на инфраструктурные проекты. На поддержку занятости населения — 2,2%. Можно, конечно, считать, что наиболее весомая часть плана (55%) — предоставление ликвидности банковской системе — как раз и должна помочь бизнесу, обеспечить ему доступ к кредитам. Предполагается, что банки направят полученные деньги на перспективные инвестиционные проекты. На самом деле, банки — это разумные организации, и с учетом рисков и стоимости капитала они предпочтут вложить средства в более прибыльные активы и закроют свои «дыры» с ликвидностью. Средства были направлены, но механизм контроля целевого использования этих средств не был предложен и проработан. Даже если представить себе невероятное, что деньги все-таки дошли до предприятий, то кому-то это поможет, а большинство, в условиях отсутствия спроса, просто нарастят долговую нагрузку и продлят агонию на несколько месяцев.

Наступивший кризис остро ставит вопрос о том, как у нас принимаются решения.

 

Я много раз спрашивал чиновников: «Что вы хотите получить, потратив 10 млн или 10 млрд рублей?» Внятного ответа ни разу не получал. Убежден, что единственным критерием эффективности антикризисной программы должно быть создание новых рабочих мест. Не поддержание старых — это часто приводит к искусственному продлению жизни неэффективных предприятий — а именно создание новых.

Поэтому много вопросов вызывает список 199 стратегических компаний, которым собирается помогать правительство. У них в ближайшие год-два не будет возможности нанимать людей, более того, они будут вынуждены сокращать рабочие места.

 

Некоторым предстоит тяжелейшая реструктуризация, альтернатива которой — уход с рынка.

Если бы ГАЗ в прошлый кризис не уволил десятки тысяч человек, его бы уже не было. Это было сложное решение и для собственников и для губернатора, но в случае полной остановки предприятия работу бы потеряли более 100 000 человек, прямо или косвенно имеющих отношение к компании. Безусловно, правительство должно предусмотреть поддержку наиболее значимых предприятий страны. Но для этого предприятия должны представить программы реструктуризации бизнеса, из которых будет ясно, что они планируют предпринять, чтобы выстоять в условиях кризиса и повысить свою конкурентоспособность. Какое количество рабочих мест будет сокращено? При этом минимизация потери рабочих мест должна быть только одним из критериев, и далеко не главным.

Между тем в списке нет компаний из отраслей, которые улучшают структуру экономики и в которых можно довольно быстро создать новые рабочие места, например, ИТ или туриндустрии. Возьмем, например, «1С». Какому количеству граждан эта компания дает работу или возможность дополнительного заработка? Речь идет о сотнях тысяч квалифицированных сотрудников и их партнеров. Безусловно, сегодня их ожидают не лучшие времена. Рост внутреннего туризма — один из наиболее важных драйверов развития предпринимательства. Туризм имеет самый высокий потенциал создания рабочих мест и мультипликатор на смежные сектора: строительство, транспорт, общественное питание и т.д. Важно, что этот сектор не предъявляет очень высокие квалификационные требования к людям.

 

Сейчас в России существует только два источника новых рабочих мест: малый и средний бизнес и прямые иностранные инвестиции.

К сожалению, создать рабочие места за счет средств бюджета и накоплений российских граждан вряд ли возможно. Поэтому антикризисная программа должна содержать беспрецедентные меры по стимулированию предпринимательства и повышению привлекательности России для иностранных инвесторов. Да, мы находимся в состоянии холодной войны. Да, нам больше не верят инвесторы. Тем более эффективными должны быть наши усилия, чтобы выиграть в конкуренции за капитал.

Нужно не распределение помощи между наиболее влиятельными отраслями и компаниями, а предельно конкретные системные меры по поддержке деловой активности как в части стимулирования спроса, так и обеспечения доступа к финансированию. Например, если убрать первоначальный взнос по ипотеке, половина моих молодых сотрудников, которые сейчас арендуют квартиры, пойдет и возьмет кредит. Они платежеспособны и пройдут любой скоринг банка, но у них нет свободных средств на первый взнос. Правительство могло бы предложить банкам наряду с компенсацией процентной ставки некоторый страховой механизм, покрывающий риски по первым взносам.

Правительство много говорит об импортозамещении, но демонстрирует ошибочный подход.

Производство в пищевой промышленности может вырасти в ответ на запрет импортных продуктов. С более сложной продукцией не так. Если правительство рекомендует госкомпаниям ограничить закупки по импорту, то разумно при этом пообещать самые льготные условия иностранным инвесторам, которые пойдут на локализацию производства. Это значит, что она должна получить преференции по доступу к потребителям и доступ к всему объему мер господдержки как любая российская компания.

 

Стоит использовать опыт Бразилии, где смогли вывести из многолетнего кризиса судостроение и в 10 раз увеличили количество рабочих мест в отрасли. Просто госкомпании, прежде всего Petrobras, сформулировали рынку запрос: к такому-то сроку мы хотим иметь суда вот с такими характеристиками. Неважно, кто будет производитель, главное — чтобы судно было построено на территории Бразилии и соответствовало техническим требованиям. А строители верфей получат господдержку, вплоть до льготных кредитов на 20 лет под 5%.

У нас же пытаются разобраться, можно помогать или нет, «наш» собственник или «не наш», дойти до офшора.

Сейчас мы видим, что если компания приходит за господдержкой, то результат не зависит от наличия серьезного плана реструктуризации бизнеса. В лучшем случае говорят о реструктуризации долга, а это просто отсрочка проблем — через пару лет тот же собственник опять не заплатит по кредиту.

Чтобы вывести предприятие из кризиса, надо серьезно изучать ситуацию на месте, буквально высаживать десант специалистов. Правительству и кредиторам необходимо независимое мнение экспертов. Нужны центры экспертизы, в роли которых не могут выступать министерства и ведомства. Стоит внимательно посмотреть на опыт тех стран, например, Малайзии, которые создавали центры реструктуризации промышленности и подтвердили свою эффективность.

 

Таким образом, антикризисная программа правительства нуждается в серьезной доработке.

Во-первых, должен быть введен единый критерий оценки эффективности планируемых мер. Например, сколько рабочих мест будет создано на каждый миллион рублей планируемых бюджетных средств. Впоследствии можно будет оценить результаты.

Во-вторых, следует сместить фокус программы, а следовательно и расходы бюджета, на поддержку предпринимательства, уделив особое внимание мерам стимулирования спроса и обеспечения доступа к финансированию.

В-третьих, необходимо уделить серьезное внимание и выделить достаточно средств на компенсацию социальных последствий потери занятости.

 

В-четвертых, поддержка действующих предприятий должна осуществляться только в случае предоставления качественного плана реструктуризации и развития бизнеса, который будет согласован с ключевыми кредиторами и стэйкхолдерами при посредничестве правительства.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+