Индийские фанаты крикета относятся к своим любимым командам как настоящие маньяки. Когда команда играет хорошо, они обожествляют ее, не замечая очевидные слабости; но когда проигрывает, что случается со всякой командой, каждый промах рассматривают как в лупу. Фактически победившая команда никогда не бывает хорошей настолько, насколько это кажется фанатам, и не так плоха, когда проигрывает. С победой ее слабости не исчезают, они просто игнорируются.
Подобное биполярное поведение наблюдается, похоже, и в оценке экономического положения Индии — зарубежные аналитики здесь присоединяются к индийским, которые бросаются от радостного энтузиазма к самобичеванию. Несколько лет назад Индия шла в гору. Комментаторы говорили об «Китандии», намекая на схожесть роста с результатами северного соседа.
Но сегодня Индия резко сбавила темпы.
У страны серьезные проблемы. Рост ВВП в годовом исчислении за последний квартал заметно снизился — до 4,4%, инфляция высока, а дефициты текущего счета и бюджета в прошлом году были слишком велики. Сегодня все говорят о проблемах страны: скудной инфраструктуре, избыточном регулировании, малом производственном секторе и недостаточно квалифицированной рабочей силе.
Проблемы действительно есть, и если Индия хочет устойчивых темпов роста, с ними необходимо бороться. Однако те же дефициты существовали, когда экономика быстро развивалась. Чтобы решить, какие шаги необходимо предпринять в ближайшее время, необходимо понять, что приостановило успешное развитие Индии.
Парадокс в том, что одной из причин замедления роста стали обильные фискальные и монетарные стимулы, которые индийская экономика, как и все крупные развивающиеся экономики, получила после финансового кризиса 2008 года. Рывок роста привел к инфляции; сказалось и то, что мир не скатился ко второй Великой депрессии, как изначально боялись. А денежно-кредитная политика все эти годы оставалась довольно жесткой, и высокие процентные ставки способствовали снижению инвестиционной и потребительской активности.
С другой стороны, в период бурного роста ведомства, отвечавшие за доступ к природным ресурсам и перераспределение земли, погрязли в коррупционных скандалах, запущенных с подачи прессы и следственных органов. В такой ситуации бюрократическая система старается уменьшить риски для себя, поэтому многие крупные проекты были просто заморожены.
Только теперь, когда правительство начало создавать новые институты для более быстрого и прозрачного принятия решений, эти проекты возрождаются, и через какое-то время, когда они будут завершены, можно ожидать заметный рост объемов промышленного производства.
Наконец, рост экспорта замедлился не столько потому, что индийские товары стали неконкурентоспособными, сколько в силу того, что замедлился рост традиционных экспортных рынков страны.
Результатом и стало усиление несбалансированности бюджета и платежного баланса. Пост-кризисные пакеты налогово-бюджетного стимулирования непомерно раздули правительственный бюджетный дефицит, в то время как в 2007-2008 годах он был на вполне приемлемом уровне. Подобным же образом, после заморозки крупных горнорудных проектов, Индия была вынуждена увеличить импорт угля и железного лома, в то время как экспорт железной руды сократился. Давление на сальдо текущего платежного баланса оказал и импорт золота. Разбогатевшие потребители из сельской местности предпочитали знакомое средство сбережения — золото; в то же время городские зажиточные слои, обеспокоенные инфляцией, также переключились на приобретение драгоценного металла. Ирония в том, что купи они акции Apple, а не предметы потребления (неважно, насколько взаимозаменяемые и ликвидные), это отразилось бы в статистике, как инвестиции за рубеж и не привело бы к увеличению платежного дефицита.
По большей части, нынешнее снижение темпов роста Индии, дефициты бюджета и текущего платежного баланса, не являются проблемами структурными.
Все они могут быть решены с помощью довольно умеренных реформ. Это не значит, что радикальные преобразования не нужны и не смогут повлиять на ускорение роста в следующем десятилетии. Однако, чтобы решить свои текущие проблемы, Индии нет необходимости в одночасье становится гигантом промышленного производства. Задачи на ближайшее будущее довольно прозаичны, но и более выполнимы: ревизия существующих инвестиционных проектов, сокращение неэффективных субсидий и нахождение новых способов для уменьшения дефицита текущего баланса и упрощения его финансирования. Эту цель правительство преследовало в течение последнего года, и некоторые результаты уже есть. Например, благодаря увеличению экспорта и снижению импорта, дефицит сегодня стремительно сокращается. Помогает каждый небольшой шаг, и комбинация таких шагов дает результат. Однако правительству необходимо действовать быстрее, поскольку массовый избиратель все больше впадает в депрессию, все громче звучит критика правительства, что мешает продвижению вперед.
Несмотря на все проблемы, ВВП Индии в этом году вырастет, вероятно, на 5-5,5 %. Не великое достижение, но все же неплохо для нынешней ситуации. Сезон муссонных дождей выдался удачным, а это подстегнет потребительскую активность, особенно в сельской местности, которая довольно уверенно растет благодаря развитию дорожного транспорта и связи.
Банковский сектор, без сомнения, столкнулся с проблемой невозвратных кредитов. Но во многих случаях невозвраты вызваны замораживанием инвестиционных проектов, которые в других условиях могут быть жизнеспособными. Когда эти проекты сдвинутся с места, заемщики получат доход, необходимый для выплаты кредитов. При этом у индийских банков достаточно капитала для погашения убытков.
Более того, ситуация с бюджетом в Индии гораздо лучше, чем в большинстве стран с развивающейся экономикой.
Общая доля государственного долга к ВВП снизилась с 73,2% в 2006-2007 годах до 66% в 2012-2013 годах (а доля госдолга центрального правительства — лишь 46% ВВП). Кроме того, долг исчисляется в рупиях и имеет средний срок погашения более девяти лет.
Внешний долг Индии еще меньше — всего 21,2% ВВП (большая часть приходится на частный сектор), в то время как краткосрочная внешняя задолженность составляет всего 5,2% ВВП. Валютные резервы Индии находятся на отметке $278 млрд (около 15% ВВП) —- достаточно, чтобы финансировать дефицит текущего баланса на протяжении нескольких лет.
Это означает, что Индия способна на большее, гораздо большее. Безусловно, в ближайшие годы, путь к более открытой конкурентоспособной эффективной и гуманной экономике будет сложным. Но в сфере краткосрочных задач существует множество решений лежащих на поверхности. Если при обсуждении перспектив индийской экономики избавиться от эйфории и отчаяния — если это получится у нас, индусов, — это приблизит нас к правде.
4 сентября автор колонки возглавил Резервный банк Индии. Этот комментарий был написан до того, как он вступил в должность.
© Project Syndicate