На фоне негативных новостей на американском рынке труда и опасений из-за замедления американской экономики администрация Обамы внесла проект федерального бюджета на 2014 финансовый год (начинающийся 1 октября 2013-го).
Документ сильно напоминает проект прошлого года, который многие рассматривали как инструмент предвыборной борьбы, не рассчитанный на реализацию. Обама предлагает отмену налоговых льгот, а экономию частично использовать на социальные и инфраструктурные проекты. Вновь реанимировано «правило Баффетта», которое предлагает увеличить минимальный подоходный налог на домохозяйства с общим доходом более $1 млн в год до 30%, сократив при этом льготы по налогообложению дивидендов и прирост капитала. Предусмотрено повышение федерального налога на пачку сигарет с $1,01 до $1,95, что позволит привлечь $78 млрд в течение 10 лет, а также ряда мелких акцизов.
В качестве уступки оппонентам Белый дом предлагает изменить порядок индексации пенсий. Это позволит снизить расходы по пенсионной программе на $130 млрд за 10 лет, и по медицинской программе Medicare — на $270 млрд за тот же срок. Дефицит бюджета на 2014 год запланирован в размере $744 млрд (4,4% от ВВП) вместо $973 млрд (6% ВВП) в этом. Цель — 2,8% ВВП в 2016 году и 1,7% к 2023-му. Прогноз роста экономики на 2013 год понижен с 2,7% до 2,3%, при этом Белый дом ожидает ускорения роста до 3,2% в 2014 году. Уровень безработицы в 2014 году прогнозируется на уровне 7,2%, что выше уровня 6,5%, важного для ФРС. При более низкой безработице Бен Бернанке, скорее всего, начнет наращивать процентные ставки.
Удастся ли Обаме настоять на своем варианте проекта бюджета?
В последние месяцы победы в бюджетных битвах одерживал скорее Обама, чем его оппоненты. Ему удалось провести обещанное во время предвыборной кампании повышение налогов для наиболее состоятельных семей, хотя и пришлось идти на уступки — уровень состоятельности был повышен с $250 000 в год до $400 000. Секвестр бюджета состоялся, но Обама сумел сделать так, что наиболее тяжелыми его последствия будут для округов противников президента. Экономика хотя и на низких оборотах, но начала подъем, растут цены на недвижимость. Дефицит бюджета США по итогам марта 2013 года снизился по сравнению с тем же периодом годом ранее примерно на 50% и составил $106,5 млрд, что связано с повышением некоторых налогов с 1 января 2013 года, а также восстановлением уровня взносов на социальное страхование к докризисным уровням. За 6 месяцев нового финансового года, начавшегося 1 октября 2012 года, дефицит бюджета составил $600 млрд, что на 23% меньше показателей по итогам первого полугодия предыдущего финансового года.
На мой взгляд, в новом проекте бюджета есть задел для существенной коррекции при обсуждении в Конгрессе, где в ключевой по бюджетным вопросам Палате представителей доминируют республиканцы. Вероятность повышения налогов до уровня, который поддерживает Баффетт, не столь велика, так как традиционно налоги на капитал ниже налогов на заработную плату, а финансовая индустрия активно лоббирует сохранение льгот. При этом уровень налогов в итоге может быть несколько повышен. Возможно введение ограничений на объемы пенсионных накоплений, подлежащих льготам. В расходной части бюджета амбициозные инфраструктурные расходы, скорее всего, также подвергнутся снижению.
Впрочем, остается вероятным сценарий бюджетного кризиса, и вместо полноценного бюджета Конгресс будет принимать серию временных резолюций, как, собственно, и обстоит дело в текущем финансовом году.
В таком случае возможно создание специальной межпартийной комиссии по пересмотру всего налогового и бюджетного процессов, работа которой может быть весьма продолжительной. Также за скобками может остаться медицина — реформа здравоохранения вступает в полную силу с начала 2014 года. Тогда же появятся в том числе и специальные медицинские субсидии для низов среднего класса. Реальных объемов средств, которые для этого нужны, пока не могут назвать даже фискальные гуру — в силу неизвестности большинства параметров. Поэтому можно сказать, что этот бюджет практически обречен быть принятым и исполненным в сильно отличном от проекта виде, как это было с бюджетами Клинтона (приведшими к быстрому переходу от дефицита к профициту) и Буша-младшего (оптимистичными в начале и с разрастающимся дефицитом в последующие годы).