Перед майскими праздниками московские налоговые инспекции разослали гражданам, которые ранее уведомили их об открытии счетов в иностранных банках, письма с напоминанием, что они обязаны ежеквартально отчитываться о движении средств на этих счетах.
Между тем законных оснований для этого пока нет.
Похоже, налоговики рассчитывают, что многие побоятся ответственности (которая, к слову, тоже еще не установлена законом) и, не посоветовавшись с юристами, бросятся собирать бумаги.
С 1 января 2015 года в силу вступил ряд изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Валютный закон), по которым физические лица, признанные российскими валютными резидентами, будут обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России. Однако для вступления нормы в силу нужно постановление правительства, а его пока нет.
Зачем вообще людям, большую часть времени проживающим в России, нужны иностранные счета, если российские банки могут исполнить все поручения своих клиентов? Во-первых, счета в иностранных банках требуются лицам, получающим доходы в стране нахождения банка, когда, например, налогоплательщик там работает или сдает в аренду недвижимость. В этом случае счет в банке упростит оплату коммунальных услуг и даже налогов, что с российского счета делать, по мнению многих, не совсем удобно в связи с менее развитыми услугами российских банков и возможными законодательными ограничениями.
Отдельной причиной размещения вкладов в иностранных банках служит более высокая ставка по депозитам и размер обязательной к возмещению суммы. Если в России вам вернут 1,4 млн рублей, то в Евросоюзе размер застрахованного вклада составит €100 000 (около 5,7 млн рублей по текущему курсу).
Для состоятельных же россиян наличие иностранного банковского счета зачастую является вопросом международной репутации, а также отличной возможностью защитить свои средства от недобросовестных действий третьих лиц и эксцессов со стороны российского государства. Печальную известность приобрела практика «замораживания» средств на счетах частных лиц в российских банках до завершения различных расследований. Понятно, что такая «заморозка» может быть частью борьбы за те или иные активы.
Органы ФНС становятся агентами валютного контроля, по закону обязательства перед ними появляются и у юридических, и у физических лиц. Если с юридическими лицами все предельно понятно, поскольку факт регистрации в России и определяет их обязанности, то в отношении физических лиц признание их валютными резидентами требует оценки их фактического непрерывного присутствия в стране.
Валютными резидентами признаются граждане России, за исключением проживающих за границей не менее одного года, а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в стране на основании вида на жительство. Поэтому, чтобы потребовать у гражданина уведомлений о наличии иностранного счета или иных документов, любой агент валютного контроля должен сначала изучить отметки российской погранслужбы о выезде или въезде в его паспорте.
К сожалению, уполномоченный правительством орган валютного контроля — Росфиннадзор, — судя по официальному разъяснению, считает, что российский гражданин, проживший за рубежом более года и приобретший статус валютного нерезидента, при возвращении в Россию сразу снова становится валютным резидентом.
Вряд ли это разумная трактовка с точки зрения лиц, которым пришлось из-за командировки или по семейным обстоятельствам на короткое время посетить Россию.
Пока ни Минфин, ни ЦБ по этой проблеме не высказывались, а судебная практика в пользу частных лиц неизвестна. Краткосрочное (не более 30 дней) пребывание в России правильно было бы признать недостаточным основанием для лишения статуса валютного нерезидента.
История вопроса
С момента принятия в декабре 2003 года Валютного закона для всех валютных резидентов, физических и юридических лиц была установлена обязанность уведомлять налоговый орган об открытии или закрытии счета в иностранном банке. Срок — месяц с момента заключения договора банковского счета. С октября 2007 года месячный срок стали отмерять с момента открытия, закрытия счета или даже изменения реквизитов.
Другой и самой неприятной обязанностью для валютных резидентов, исключая пока физических лиц, стала обязанность представлять налоговикам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом правительством по согласованию с ЦБ. Юрлица, например, обязаны отчитываться ежеквартально. А физическим лицам — резидентам вплоть до 1 января 2015 года нужно было представлять только отчет об остатках средств на зарубежных счетах по состоянию на начало каждого календарного года.
С 1 января 2015 года фраза «за исключением физических лиц» в части 7 статьи 12 Валютного закона исчезла, а в действующих Правилах представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам в иностранных банках, утвержденных правительством, она осталась.
Таким образом, только в этом году физические лица не обязаны сдавать отчет об остатках на своих иностранных счетах по старым правилам и отчитываться о движении денежных средств уже по новым. А, вот если изменения в правила будут приняты постановлением правительства в этом году, то первый отчет гражданам, сообщившим налоговой об открытии счета за границей, нужно будет подать до 30 января 2016 года.
Сейчас на официальном сайте для размещения информации о проектах нормативных правовых актов находится проект постановления правительства, предусматривающего для валютных резидентов ежегодное представление отчетности по установленной форме в налоговый орган по месту своей регистрации в срок не позднее 30 дней со дня окончания календарного года.
Риски и штрафы
Действующее законодательство не предусматривает уголовную ответственность за нарушение валютного законодательства, как это было в СССР. Существующие административные штрафы для физических лиц невысоки, так, например, максимальный размер штрафа за неуведомление об открытии счета в иностранном банке составляет 5000 рублей.
Самым неприятным потенциальным наказанием для заинтересованных лиц явился штраф введенный 13 февраля 2013 года в КоАП, за осуществление незаконных валютных операций, то есть операций в обход уполномоченных российских банков. Штраф составляет от 75% до 100% суммы такой операции. Однако за время действия этой нормы неизвестно ни одного случая присуждения штрафа, и понятно почему.
Для агентов валютного контроля задача привлечения нарушителей еще сложнее. У уполномоченных органов просто нет возможности узнать о фактах совершения лицами правонарушений за пределами России, если только сам владелец счета, во-первых, не сообщит о его наличии, а, во-вторых, не признается в нарушении установленных правил. Кроме того, действующий КоАП устанавливает годичный срок для вынесения постановлений об административной ответственности. Спустя год ответственность сгорает.
ФНС России, понимая всю сложность ситуации, в специальном пресс-релизе пояснила, что «физические лица – резиденты имеют право» предоставлять информацию о движении средств на иностранных счетах, но не обязаны это делать. Некоторые налогоплательщики даже обзавелись нотариально заверенной распечаткой этого пресс-релиза. Бумага, помогающая избежать претензий, никогда не помешает.