Несколько недель назад я открыл мартовский номер Forbes и нашел там статью об устройстве современных систем централизованного теплоснабжения — в Швеции, Исландии и Шотландии. С выбором автора не поспоришь, за последние годы жителям этих и других стран северной Европы удалось создать надежную и эффективную тепловую инфраструктуру. О России Forbes написал всего несколько строчек, да и те про сезонные отключения горячей воды и бесконечные аварии. Действительно, сегодня Россия серьезно отстает в этой сфере.
Ирония заключается в том, что многие европейские системы централизованного теплоснабжения создавались как раз с оглядкой на опыт СССР.
Чтобы изменить ситуацию в отечественной теплоэнергетике, необходимо провести полноценную реформу — участники рынка, регуляторы и независимые эксперты говорят об этом все чаще. Сейчас Минэнерго работает над новой моделью рынка тепла, которая может быть принята уже в этом году. Какие проблемы необходимо решить в первую очередь?
Для начала немного истории. Несмотря на то что первая система централизованного теплоснабжения была построена в США примерно 150 лет назад, массовое развитие эта технология получила только в 1950-1960-е годы в СССР. Советские системы центрального теплоснабжения были развернуты практически во всех городах с населением более 200 000 человек, и им не было равных по масштабу и эффективности. В 1970-е годы, сразу после волны серьезных нефтяных кризисов, строительством систем централизованного теплоснабжения всерьез занялись в Скандинавии, совсем неслучайно взяв советскую модель за образец. К началу 2000-х годов Швеция, Дания и Финляндия успешно завершили проект по созданию собственных систем централизованного теплоснабжения, доведя их долю в крупных городах практически до 100%. Примерно в это же самое время Россия начала двигаться строго в противоположном направлении.
Отечественные системы теплоснабжения стали буквально на глазах терять потребителей — предприятия массово переходили на собственные независимые источники тепла. Причиной стало жесткое регулирование отрасли, в частности перекрестное субсидирование, когда рост тарифов на тепло для населения сдерживался государством за счет увеличения ценовой нагрузки на промышленность. В результате все больше крупных потребителей голосуют против централизованного теплоснабжения «ногами». Неудивительно, что в зоне ответственности нашей компании отпуск тепла для промышленности упал по сравнению с 1990 годом в четыре раза. В условиях тотальной зарегулированности конкурентные преимущества централизованных систем теплоснабжения сошли на нет.
А преимущества эти очевидны. В России большинство централизованных источников тепла составляют теплоэлектроцентрали, или, сокращенно, — ТЭЦ. Такие источники работают в режиме когенерации, то есть одновременно вырабатывают как тепловую, так и электрическую энергию, поэтому коэффициент полезного действия у них крайне высок - около 90%. Для сравнения: при раздельном производстве тепла в котельной, а электричества — на тепловой станции совокупный КПД не может превышать 70% даже в теории. По примерным подсчетам, один человек, получающий тепло и горячую воду от ТЭЦ, обеспечивает экономное производство электроэнергии для нужд еще 3-7 потребителей. А если на станции установлена современная парогазовая установка, то эффект может быть существенно выше. Преимущества централизованных источников тепла очевидны. Вот только одно «но» — от всей этой эффективности у производителей тепла больше проблем, чем выгод.
Действующие в стране принципы регулирования теплоэнергетики оказываются сильнее законов физики.
Все дело в том, что, согласно сложившейся системе формирования цен на тепло (так называемому принципу «расходы плюс»), государство устанавливает для наиболее эффективных источников минимальный уровень тарифа. На практике это приводит к тому, что современные ТЭЦ становятся менее рентабельными по сравнению с самыми древними котельными, годящимися разве что в музей. В результате, подавляющее большинство централизованных источников тепла работают себе в убыток, а в качестве «бонуса» получают целый букет технологических и социальных рисков.
Неудивительно, что инвесторы не стремятся вкладывать деньги в отрасль. Для модернизации российской теплоэнергетики необходимо примерно 2 трлн рублей. В обветшавших отечественных тепловых сетях уровень потерь составляет 20-30%, что почти в четыре раза выше, чем в Европе. Около 30% жителей многоквартирных домов в нашей стране жалуются на недостаток тепла. Чтобы решить все эти проблемы, необходимо серьезно изменить саму систему регулирования.
Не так давно Минэнерго выступило с планом либерализации рынка тепла. Один из важнейших пунктов — новый подход к формированию тарифов, так называемый принцип «альтернативной котельной». Практически у любого товара или услуги есть альтернатива. Рынок тепла не исключение. В России наиболее распространенной альтернативой централизованным источникам тепла являются газовые котельные. По задумке, тариф альтернативной котельной должен установить предельную цену на тепло на уровне суммы, которую потребитель мог бы потратить на отопление с помощью собственной газовой котельной с учетом затрат на ее приобретение, монтаж и эксплуатацию. Продавать тепло по цене, превышающий эту планку, будет запрещено.
При расчете тарифа "альтернативной котельной" для каждого региона необходимо учесть множество параметров — климат, доступность топлива, затраты на строительство. Если основные параметры новой модели будут согласованы, то уже в следующем году в ряде регионов может начаться переход на «альтернативную котельную». Да, по предварительным данным, на территории присутствия нашей компании это приведет к поэтапному росту тарифов на 25-30% от уровня 2012 года. Но здесь важно отметить, что в ряде регионов текущие тарифы на тепло уже сейчас заметно превышают уровень альтернативной котельной и их рост будет заморожен. Введение нового метода ценообразования мотивирует производителей тепла модернизировать свои мощности — ведь этот процесс наконец-то станет окупаться, а конкуренция с автономными источниками заставит крупных игроков удерживать цены ниже установленной законом предельной планки.
Еще одной составляющей реформы должна стать отмена регулирования цен на тепло для промышленных потребителей и введение с ними свободных договорных отношений. Законопроект об этом находится на рассмотрении в Думе и может быть принят до следующей зимы.
Лично я убежден, что изменение существующей системы регулирования принесет большую пользу как производителям, так и потребителям тепла. Большинство предприятий вернутся в зону систем централизованного теплоснабжения просто потому, что отмена перекрестного субсидирования автоматически приведет к понижению тарифов для них. Кроме того, переход на новую модель рынка создаст понятную для инвесторов ценовую перспективу.
Уверен — в отрасли появятся новые и весьма серьезные деньги.
Это произойдет сразу после того, как участники рынка увидят, что на тепле действительно можно заработать. Эти средства позволят провести серьезную модернизацию инфраструктуры теплоснабжения, в которой больше всех заинтересованы сами собственники, отвечающие за каждую аварию перед государством. От реконструкции устаревших тепловых сетей выиграют и потребители. Она даст возможность снизить продолжительность сезонных отключений горячей воды, а в перспективе и вовсе отказаться от этой практики. Как в Швеции.