К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Под одну гребенку: должна ли ФАС спускать компаниям правила торговли?

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
Необходимость жестко согласовывать с государством торговую политику лишает бизнес гибкости в отношениях с контрагентами

Это продолжение серии публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) о стратегических проблемах развития страны.

О необходимости регламентации торговых практик компаний ФАС говорит уже несколько лет. В частности, антимонопольное ведомство хотело бы получить право выдавать предписания компаниям, которые занимают доминирующее положение на рынке. Предполагается, что таким образом можно обеспечить недискриминационный доступ к товару в рамках контроля сделок слияния-присоединения и дел по нарушению антимонопольного законодательства.

При этом ФАС уже давно практикует выдачу предписаний отдельным компаниям о разработке торгово-сбытовых политик. Например, в рамках контроля сделок экономической концентрации разработка сбытовых политик была предписана компании «Уралкалий» при слиянии с компанией «Сильвинит», а также компании «Саф-Нева» при приобретении компании «Воронежские дрожжи». Разработка правил торговой политики также была предписана компании «Ново Нордиск» (дистрибьютор лекарственных препаратов стратегического значения, производимых компаниями группы «Ново Нордиск») и АК «Алроса» (алмазодобывающая компания) при антимонопольных разбирательствах в части злоупотребления доминирующим положением. Требования к компаниям разные. В одних случаях основной упор делается на критерии отбора контрагентов, порядок заключения договоров и реализацию продукции, в других — на регламентацию ценообразования.

 

Есть и те компании, которые разрабатывают правила своих торговых политик по своей воле. Скажем, по итогам нескольких волн антимонопольных разбирательств и многомиллионных штрафов некоторые нефтяные компании — ТНК-ВР в 2012 году, ОАО «Газпром нефть» в 2013-м — разработали торгово-сбытовые политики.

Возможности участия государства

И все же в целом порядок и «глубина» государственного вмешательства в разработку и согласование торгово-сбытовых политик частных компаний пока не определены. Да и формальных критериев, которым должны соответствовать правила торговой политики, найти не удается. Вероятнее всего, их вообще не существует. Вот пример. В апреле на заседании рабочей группы по неорганической химии и минеральным удобрениям в рамках Экспертного совета по химической промышленности рассматривалась торговая политика ОАО «МХК «ЕвроХим» в отношении продаж минеральных удобрений на внутреннем рынке. Торговая политика в конечном итоге была отправлена на доработку в связи с тем, что она «… не отвечает критериям конечности, достижимости и считаемости». Подобная неопределенность, с одной стороны, развязывает руки ведомству в части «рекомендательных предложений» бизнесу, а с другой стороны, не формирует ответственность чиновников за ими же согласованные правила. Иными словами, согласование положений торгово-сбытовых политик не дает компании страховку, не освобождает ее от всех возможных обвинений в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Так можно ли и нужно ли осуществлять антимонопольную регламентацию торговой политики частных компаний?

И может ли ФАС решать те же задачи уже доступными службе инструментами? Ответ: может. Помимо поведенческих предписаний, которые ФАС может выдавать в рамках разбирательств или в рамках контроля сделок экономической концентрации, существуют законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Но есть важное отличие. Действующие законы оставляют некоторую свободу выбора. Компании могут самостоятельно выбирать наилучшую для себя торговую практику из множества допустимых в заданных рамках. Индивидуальная же торговая практика закрепляет единственно возможный вариант взаимодействия с контрагентами, а это уже проблема. Отсутствие альтернатив  может провести к замедлению развития договорной культуры между экономическими агентами на различных рынках.

Торговая политика ОАО «Уралкалий»

Первые оценки эффектов регулирования торговой политики компаний были даны в работе «Практики и возможных последствий антимонопольной регламентации торговой политики частной компании». Здесь хотелось бы остановиться лишь на некоторых возможных эффектах регламентации торговой политики и лишь на отдельном примере применения торгово-сбытовой политики — маркетинговой политике ОАО «Уралкалий» в отношении продаж калия на внутреннем российском рынке.

 

С точки зрения внешнего наблюдателя, данный пример является наиболее наглядным. Компания фактически является единственным поставщиком хлористого калия на внутренний рынок, что серьезно облегчает задачу анализа результатов применения торговой политики.

Отношения компании «Уралкалий» и ФАС имеют длительную историю. Разработка маркетинговой политики стала результатом слияния ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» в 2011 году. Опубликованная на сайте компании версия пережила уже третью редакцию и кардинально отличается от предыдущей. Главное отличие — порядок формирования цен для сельхозпроизводителей и производителей сложных минеральных удобрений. На них, как и на другие категории потребителей удобрений, распространен принцип использования при формировании цены минимальных цен по экспортным контрактам.

Попытка прикрепления внутренних цен к ценам по экспортным контрактам из соображений большей конкуренции на мировом рынке уже привела во второй половине 2011 года к повышению цен на хлористый калий для всех категорий российских покупателей (кроме сельхозпроизводителей, для которых цены целенаправленно поддерживались на низком уровне).

Мотивация компании к применению данной схемы ценообразования очевидна на фоне растущих мировых цен на хлористый калий.

С января 2013 года цены для промышленных производителей и производителей сложных минеральных удобрений сравнялись. Для сельхозпроизводителей до середины года предусмотрен льготный период. Ожидается, что во второй половине 2013 года цена поднимется до того же уровня, что и для остальных категорий российских потребителей.

 

Ожидать, что цены на внутреннем рынке поднимутся до мирового уровня все же не стоит. Во-первых, при расчете все-таки учитываются минимальные экспортные цены. Во-вторых, для сельхозпроизводителей и производителей сложных удобрений предусмотрены различные премии и система скидок.

Но и ожидать серьезного понижения цен на внутреннем рынке при такой системе не приходится. Это возможно только при условии снижения мировых цен либо при входе на российские рынки альтернативных поставщиков, что тоже вряд ли возможно. Применяемая схема ценообразования создает барьеры и снижает стимулы входа на российские рынки зарубежных поставщиков. Помимо того, что российский рынок в принципе не очень большой, несмотря на 30% роста в 2012 году, привязка к минимальным экспортным ценам уже указывает на малую вероятность входа иностранных поставщиков. Кроме того, в России реализуется целенаправленная политика по обеспечению внутреннего спроса на хлористый калий и производные от него удобрения. Между сторонами заключаются долгосрочные контракты — минимум на три года.

Привязка к минимальным экспортным ценам несет вполне очевидные риски, главным образом, из-за несопоставимости условий сделок на внутренних и экспортных контрактах по объемам, по эластичности спроса и иным характеристикам. С ростом доли поставок на российские рынки интерес к предоставлению более низких ценовых условий для иностранных партнеров будет снижаться, так как это будет приводить к падению выручки по российским контрактам.

На рисунке видно, что с 2007 года по 2012 год доля поставок «Уралкалия» на российские рынки в общем объеме поставок увеличилась на 12 процентных пунктов (с 10% до 22%). Если бы компания не решала задачу обеспечения внутреннего рынка, то наилучшей стратегией для нее было бы вообще отказаться от поставок на внутренний рынок при такой системе ценообразования. Следует также отметить, что потенциал роста внутреннего спроса в дальнейшем тоже имеется и он главным образом связан с наращиванием поставок производителям удобрений, которые ориентированы на рост мирового спроса на удобрения.

 

В заключении хотелось бы обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, никто не утверждает, что регламентация торговой политики частной компании приводит исключительно к негативным последствиям. Наверняка в ряде конкретных случаев она может быть полезна.

Но что можно сказать твердо: нельзя применять унифицированные требования к правилам торговой политики всех компаний, как предлагает сейчас ФАС.

 

Кроме того, без понимания особенностей бизнеса и перспектив развития рынков, в том числе мировых, нельзя вменять «справедливые» с точки зрения государства правила торговли.

Во-вторых, существуют исследования, в том числе российские, показывающие, что в экспортоориентированных отраслях из-за высокой рыночной концентрации на внутренних рынках отдельных российских компаний наблюдается систематичное и значительное превышение внутренних цен над ценами на мировых рынках. (1) Не факт, что этот вопрос нужно решать антимонопольному ведомству, в том числе путем индивидуального вмешательства в торговую политику отдельных компаний. При этом разработка и применение единых допустимых практик ценообразования компаний, так называемой методики определения справедливых цен на различных типах рынков, которую последнее время активно обсуждает ФАС, также сопряжены с множеством рисков.

В-третьих, антимонопольному ведомству следует более внимательно относиться к согласованию сделок экономической концентрации. Сделка слияния компаний «Уралкалий» и «Сильвинит» была согласована ведомством из соображений поддержания крупного российского экспортера. При этом ни перспективы развития мировых рынков, ни перспективы развития российских рынков никто не оценивал.

И это далеко не все возможные последствия и риски, связанные с антимонопольной регламентацией торговых политик частных компаний.

 

[1] Голованова С. В. Сигналы несовершенства конкуренции: результаты анализа цен товаров, вовлеченных в международную торговлю // Современная конкуренция, №4 (22), 2010. С. 11-25.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+