К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему в России нет спроса на качественную журналистику

Фото Photoxpress
Фото Photoxpress
Дискуссии о свободе слова упираются в объем рынка — слишком мало тех, кто готов платить за проверенную информацию

Споры о роли журналистики и ее месте в обществе давно уже кажутся, по большому счету, бесполезными. Равно как и вечные обвинения журналистов в поверхностности и непрофессионализме. Однако несколько дней назад на конференции на журфаке МГУ (извиняюсь за ангажированность) замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин умудрился вновь зажечь старые дискуссии, заявив, что «пропаганда должна быть скрытой, и только тогда она становится эффективной. Надо четко дать понять студентам, что, выйдя за стены аудитории, они будут работать на дядю. И дядя будет говорить им, что писать, а что не писать, и дядя имеет право на это: он им платит».

Оставим в стороне этическую часть вопроса, с моей точки зрения, ключевая часть в выступлении замминистра — история про то, что «дядя», то бишь владелец или его партнеры, платит журналистам.

Экономическая логика говорит, что для любого собственника компании непроизводственной сферы, не занятой распилом и освоением бюджета, кадры — основной ресурс, который, собственно, и приносит прибыль. СМИ живут примерно по тем же законам, за одним существенным исключением: обычный бизнес долго убыточен быть не может, в то время как масс-медиа может десятилетиями работать «в минус», если его владелец или спонсор видит в этом для себя какой-то нематериальный смысл.

 

Суть этого пассажа: собственник экономически успешного СМИ вряд ли будет разбрасываться кадрами, и уж тем более уверять, что он им платит. Скорее, наоборот, они его содержат. Но если СМИ не может само заработать себе на жизнь, включается обратная логика. И тут замминистра Волин абсолютно прав: «дядя» начинает платить.

Проблема большинства российских качественных массмедиа — в том, что за десятилетия работы они так и не создали устойчивой экономической базы в виде лояльной аудитории.

 

Россия — «телевизионная» страна, 90% горожан смотрят ТВ каждый или почти каждый день, 54% уверяют, что телевизор работает постоянно, пока они дома. Аудитория остальных СМИ до сих пор значительно ниже, несмотря на интернет-пристрастия молодых потребителей.

Именно поэтому крупнейшие эфирные телеканалы — в основном государственные либо квазигосударственные — как пылесос опустошают рекламный рынок: всего в 2012 году ТВ освоило около 140 млрд рублей, в то время как на долю печати пришлось чуть больше 40 млрд, а интернет привлек 56 млрд (причем собственно медийной рекламы было продано всего на 18 млрд рублей). Ситуация, безусловно, меняется в пользу новых медиа, но не так уж быстро.

Впрочем, качество информации в СМИ — штука чрезвычайно субъективная, особенно если речь идет о телевидении. Гораздо проще оценивать печатные СМИ (и их онлайн-аналоги), в отношении которых можно использовать четкую дихотомию: «качественные» — «массовые».

 

Основной медийный инструмент, формирующий национальную или региональную повестку дня в большинстве стран, — ежедневные качественные газеты. На Западе именно они чаще всего служат своеобразным «эталоном» качества.

Основа экономики газеты — ее аудитория, которой СМИ поставляет информацию и которую, в свою очередь, продает рекламодателям. И чем популярнее газета, чем больше у нее читателей (а у качественной прессы читатели состоятельны), тем более она прибыльна и независима от сторонних источников средств — от «дядь», которые платят.

Как выглядят с точки зрения интереса аудитории российские ежедневные газеты на фоне иностранных? Тираж крупнейшей национальной ежедневной газеты США — The Wall Street Journal — около  2,3 млн экземпляров. У более простой по контенту (но тоже, безусловно, качественной) USA Today — 1,7 млн экземпляров. В список можно добавить еще таких региональных гигантов, как The New York Times с его 1,6 млн экземпляров, Los Angeles Times с 0,6 млн и им подобных.

По размерам страны США, наверное, самый очевидный аналог России — пусть и с два раза большим населением. Но ради интереса, можно оценить и газеты небольшой по сравнению с Россией Великобритании: дневная аудитория (не тираж) печатной The Times — около 1,3 млн человек, The Guardian — около 1,1 млн, The Daily Telegraph – 1,4 млн и т. д.

Что в России? По данным TNS, «Ведомости» читают 135 000 человек, «Известия» — 335 000, «Коммерсантъ» —  220 000 (замер на май-октябрь 2012 года).

 

Официальная «Российская газета», конечно, далеко впереди, ее аудитория — около 1 млн читателей, но это тот самый случай, когда рынок корректируется сторонним вмешательством. Примерно такая же аудитория у «Московского комсомольца», правда, его обычно относят к массовой прессе.

Вот, собственно, и все, если не учитывать массовые, специализированные, и бесплатные ежедневные СМИ. Печально, но факт: отечественные качественные ежедневные газеты, по большому счету, совсем невелики по сравнению с западными. Большая часть российской аудитории предпочитает не читать прессу, особенно качественную, а смотреть телевизор — в основном, «Первый», «Россию 1» и НТВ. Анализ можно продолжать и дальше, но диагноз очевиден: у качественной прессы России в целом сравнительно мало аудитории, мало рекламы и, соответственно, мало денег. Исключения, безусловно, есть, но общая картина такова.

Ежедневная пресса — индикатор спроса общества на качественную информацию. И в России он, очевидно, невелик. Работа высококлассных и высокооплачиваемых журналистов, которая, собственно, и приносит массмедиа добавленную стоимость, становится невостребованной. Жизнь под постоянным финансовым прессингом заставляет качественные СМИ экономить на персонале и искать дополнительные источники средств. «Дяди» начинают платить — порочный круг замыкается.

Сейчас роль коллективного организатора, социальной платформы для активных граждан постепенно берут на себя интернет-ресурсы: сообщества, социальные сети, блоги, те же онлайн-СМИ. И, как показывает опыт, часто оказываются в этом весьма эффективны. Но вот сугубо коммерческой составляющей, которая делает СМИ и журналистов по-настоящему независимыми, в интернете пока не так много: очень часто все делается на простом желании и энтузиазме.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+