Автор — член экспертного совета при комитете Госдумы по региональной политике
Читайте первую и вторую колонки из серии, посвященной пространственному развитию России, или развитию регионов.
Маниловщина чаще встречается в региональной политике государства, а эксперт должен опираться на тренды, подтвержденные теорией и практикой. При таком подходе оптимистический сценарий пространственного развития России выглядит достаточно скромно. Но в отличие от государственных прожектов он более реалистичен, поскольку опирается на конкурентные преимущества регионов, которые проявятся при улучшении институциональной среды.
Первый тренд — опережающая модернизация городов. При снижении институциональных барьеров ускорится расширение экономической зоны Московской столичной агломерации, области вокруг Москвы получат дополнительный приток инвестиций в производство товаров и услуг для огромного столичного рынка. Вторая составляющая — дорожное строительство для сокращения экономического расстояния. Растущий потребительский спрос будет также стимулировать рост инвестиций в сектор услуг и пищевую промышленность крупных городов — региональных центров и их пригородных зон. Первыми, конкурируя за инвесторов, будут притягивать инвестиционные ресурсы города-миллионники и близкие к ним по численности, что снизит гипертрофию Московской столичной агломерации. Конкуренция городов-центров ускорит модернизацию муниципального управления, если будет дополнена бюджетной децентрализацией и реальной выборностью мэров.
Второй тренд — реализация ресурсных преимуществ страны. Ресурсные преимущества России очевидны, поэтому улучшение институтов ускорит развитие нефтегазодобывающих и транзитных регионов европейского севера, Сибири и Дальнего Востока благодаря проектам совместной добычи топлива с использованием западных технологий. Использование еще одного ресурсного преимущества — обширных плодородных земель — будет стимулировать развитие агросектора и пищевой переработки регионов европейского юга, а при снижении транспортных издержек — и более удаленных регионов Поволжья и юга Западной Сибири. Современные формы интеграции производителей и поддержка государства позволят укрепить российские позиции на мировом продовольственном рынке.
Третий тренд — реализация преимуществ соседства с развитыми странами и выгод приморского положения на путях глобальной торговли. В регионах северо-запада, граничащих со странами Евросоюза, снижение барьерной функции границы и улучшение инвестиционного климата обеспечат приток инвестиций в отрасли переработки, поставляющие продукцию на экспорт и на рынок Санкт-Петербурга. Так развиваются приграничные регионы стран Центральной и Восточной Европы, преодолевшие институциональные барьеры. Преимущества транзитного положения западных и южных приморских регионов уже работает, но их развитие ускорится при снижении институциональных барьеров. Следом начнут расти приморские транзитные регионы Дальнего Востока, если преодолеют институциональные барьеры «бандитского капитализма» и получат инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе иностранные. Приток китайских инвестиций и контролируемое привлечение рабочей силы также будет содействовать росту экономики Дальнего Востока, особенно крупных городов.
Четвертый тренд — формирование центров инновационного развития за пределами Московской агломерации. Пока эту функцию могут выполнять лишь несколько крупных городов страны (Томск, Новосибирск, Екатеринбург и др.) с сохранившимся научным потенциалом. При улучшении инвестиционного климата они смогут получить венчурное финансирование, в том числе иностранное, развивать учебно-научные комплексы с эффективной системой стимулирования научной деятельности.
Пятый тренд — более эффективная региональная политика в периферийных территориях. Даже при оптимистическом сценарии в России сохранятся обширные периферийные пространства, но государство сможет стимулировать мобильность населения, облегчая миграцию, в первую очередь, молодежи. Кроме того, будут развиваться более эффективные, мобильные и адресные, формы социальной помощи уязвимым группам населения периферийных территорий.
Поверить в этот сценарий очень трудно, хотя он реализован во многих странах.
Автор — член экспертного совета при комитете Госдумы по региональной политике