К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Миссия невыполнима 2.0: почему Сеть не сможет аккумулировать все знания

Фото Fotobank / Getty Images
Фото Fotobank / Getty Images
Большинство людей не захочет бесплатно делиться тем, что составляет их конкурентное преимущество

Адам ди Анджело — школьный друг Марка Цукерберга и сооснователь Facebook. Став мультимиллионером, он ушел из социальной сети и запустил в 2010 году собственную компанию Quora — самый изощренный сайт в жанре «вопросов и ответов». Слава Quora связана не столько с качеством интерфейса, сколько с качеством информации: это единственное место в интернете, где миллиардеры, хирурги и расквартированные в горячих точках солдаты быстро и по собственной воле отвечают на вопросы любопытствующих. В результате сеть с крошечным числом пользователей превратилась в один из самых уважаемых источников информации в интернете. Инвесторы оценили ее в последнем раунде в $400 млн.

Под Новый год ди Анджело опубликовал на своем сайте программный текст, описывающий миссию компании.

Миссия эта, в двух словах, состоит в том, чтобы стать своего рода Александрийской библиотекой, местом, где «сотни миллионов людей смогут узнать все что угодно и поделиться своим знанием».

 

«Большая часть человеческих знаний до сих пор не попала в сеть, — поясняет предприниматель. — [Эти знания] заточены в виде опыта в головах людей или похоронены в книгах и статьях, доступных только специалистам». В результате большинство людей не имеют «времени, связей и навыков», чтобы получить знания, которыми они должны обладать. По сути, ди Анджело хочет собрать на своем сайте не энциклопедическую информацию (с этим отлично справляется «Википедия»), а знания, которые приобретаются опытом.

Почти уже 20 лет развития потребительского интернета показали, что сеть — очень удобная среда для распространения информации, но совсем не лучший проводник знаний. Когда-то отдельные энтузиасты верили, например, что полная информация о ценах на товары и услуги в интернете приведет к их полному выравниванию, все подешевеет чуть ли не до себестоимости. Конечно же, надежда эта сбылась лишь отчасти, и не надо долго гадать почему. Беглый поиск по «Яндекс.Маркету» покажет, что потребителей интересует не только (и не столько) цена того или иного устройства, сколько способность продавца вовремя доставить обещанный товар в целом виде.

 

Проблемы тут две. Во-первых, информация бывает просто лживой — и само по себе это большая головная боль для любого сетевого рынка или агрегатора. Но как раз с этим хотя бы теоретически можно бороться, и примеры «Википедии» или Quora показывают как. А вот с недостатком знаний справиться не получится даже гипотетически.

Потому что большинство людей готовы бесплатно делиться информацией, но не знаниями, которые и составляют их единственное конкурентное преимущество в постиндустриальную эпоху.

На сайте Amazon.com можно прочитать массу отличных рецензий на популярную книгу, но едва ли там расскажут, как строить склады, чтобы доставить ее в любую точку мира за $9,99 — и остаться в прибыли.

 

Обсуждая различия между плановой и рыночной экономикой, экономист Фридрих фон Хайек заметил, что разница между двумя системами состоит в количестве знаний, доступных в разных системах. Центральный планирующий орган может быстро и безболезненно собрать любую нужную ему информацию, но сумма знаний отдельных людей будет для него недоступна. Именно по этой причине свободная экономика эффективнее несвободной.

То же отношение верно и применительно к интернету вообще и к мечте Адама ди Анджело в частности. Скорость, с которой сеть аккумулирует и каталогизирует информацию, не имеет прецедентов в истории человечества. Но большая часть знаний всегда будет заточена в головах людей, и нет никакого способа ее оцифровать. А это значит, что виртуальная экономика всегда будет лишь маленькой частью экономики реальной — пропорционально накопленным знаниям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+