Минфин России предлагает повысить пенсионный возраст. В ведомстве считают, что это позволит в будущем снизить нагрузку на бюджет, так как социальные выплаты сейчас самая расходная статья. Пенсионный фонд России был дефицитным все последние годы, и в будущем, по прогнозам, дефицит только увеличится.
Пенсионный возраст в России
В России, в отличие от многих стран, нет возраста, достигнув которого вы больше не сможете работать. В России есть возраст, когда вы можете оформить пенсионное свидетельство и начать получать пенсию по старости (хотя новые правила поощряют не делать этого сразу по достижении пенсионного возраста, а подождать и тем самым увеличить будущие пенсионные выплаты). При этом никто не обязан будет уволить вас с работы. И никто не запретит одновременно получать пенсию и зарплату (хотя такие планы для некоторых групп населения — получающих более 1 млн рублей в год — обсуждаются).
А вот, например, в Германии в свой «пенсионный» день рождения вы получите отдельное рукопожатие от начальника за честно отработанные на компанию годы и пожелания всего наилучшего на пенсии.
Продолжать работать вы уже не сможете.
Действующие сейчас в России правила назначения пенсии по старости таковы: если вы работали (и можете это подтвердить документально) не менее 6 лет и накопили не менее 30 баллов платежей в Пенсионный фонд (туда за вас платит работодатель), то вам положена страховая пенсия и вы можете ее получать, начиная с 55 лет (женщины) или с 60 лет (мужчины).
Размер минимального трудового стажа будет ежегодно увеличиваться на один год и достигнет 15 лет к 2025 году. Те, у кого трудовой стаж или взносы меньше установленных, имеют право лишь на социальную пенсию по старости: начиная с 60 лет — женщины, с 65 лет — мужчины.
Есть еще большая группа людей, работа которых связана с вредными производствами или тяжелыми климатическими условиями. Перечень таких видов деятельности утверждается правительством. Накопившие трудовой стаж на вредных производствах и в тяжелых климатических условиях имеют право на досрочную пенсию, но не ранее чем в 45 лет женщины и в 50 лет мужчины.
Как устроена пенсионная система
Есть два способа организации пенсионной системы. Первый — основной для России — распределительный. Он заключается в сборе страховых отчислений с работающего в настоящее время населения и выплаты из собранных денег пенсий сегодняшним пенсионерам. Такая система позволяет иметь достойные пенсии в том случае, если тех, кто платит, много, а тех, кому платят (пенсионеров), мало. Она эффективна в странах с устойчиво высокой рождаемостью, где молодых больше, чем пожилых.
В России, как и во многих других «старых» странах, ситуация обратная.
У нас много людей пенсионного возраста и мало молодежи. Что еще хуже, накопившиеся демографические проблемы привели к тому, что доля трудоспособного населения, которое может «кормить» нетрудоспособных, упадет с 70% в 2010 году до 57% в 2050-м. То есть сейчас еще не самая плохая ситуация.
Второй способ организации пенсионной системы — накопительный. Он подразумевает сбор страховых взносов с работающих на персонализированные счета и «выращивание» собранных денег в течение всего времени, пока человек не выйдет на пенсию. «Выращивание» происходит через инвестирование специальными управляющими фондами в прибыльные — но надежные (!) — проекты. При такой схеме каждый пенсионер потом живет на собственные заработанные средства, которые «приросли» доходами за время нахождения в управляющих фондах.
В этой системе размер пенсии не зависит от того, много или мало молодых и сколько эти молодые зарабатывают. Риски здесь иные: вложения могут не прирасти доходом, а уменьшиться в размере. Это то, что произошло с пенсионными сбережениями многих европейцев во время финансового кризиса 2009 года.
Накопительная часть пенсии в российской пенсионной системе — это попытка введения такого рода сберегательной схемы. К сожалению, под натиском экономического кризиса и попытки решить задачи текущего дня, без мысли о будущем, перечисление средств в накопительную часть пенсии приостановлено пока на два года.
Сегодняшняя ситуация такова, что платежей в Пенсионный фонд не хватает на выплату пенсий установленного размера.
Баланс получается отрицательный. Работающего населения по сравнению с пенсионерами маловато. Кроме того, не все работающее население платит налоги, поскольку часть его занята в теневом секторе и получает серые зарплаты. Пока экономика росла, проблема ощущалась, но меньше — зарплаты росли и платежи в ПФР тоже. Кризис ударил по зарплатам, по платежам в Пенсионный фонд и потенциально может ударить по пенсионерам.
Поможет ли повышение пенсионного возраста? Почему мужчин и женщин предлагают уравнять?
Если пенсионный возраст повысится, скажем, на два года, до 57 лет у женщин и 62 лет у мужчин, то:
1. Возрастут выплаты в Пенсионный фонд, поскольку все женщины в возрасте 55-57 и мужчины в возрасте 60-62, а не только та часть, которая выбрала продолжить работу при достижении пенсионного возраста, продолжат работать и будут платить взносы.
2. Снизятся расходы Пенсионного фонда, поскольку не надо будет платить пенсии «молодым пенсионерам».
В итоге баланс Пенсионного фонда существенно улучшится. В Стратегии-2020 предполагалось уменьшение дефицита ПФР на сумму равную 0,6% ВВП в течение 10 лет, если пенсионный возраст для мужчин и женщин будет постепенно (темпом полгода за календарный год для женщин и три месяца за календарный год для мужчин) повышен до 63 лет.
Аргументы против
Серьезным доводом против повышения пенсионного возраста часто называют низкую продолжительность жизни в России. Как известно, в среднем российские мужчины живут менее 65 лет, а женщины — чуть более 76. Однако дело в том, что значительные потери мужского населения России происходят ДО наступления пенсионного возраста, в молодых возрастах. Причины этого — отдельный вопрос. Для понимания того, есть ли справедливый ресурс увеличения пенсионного возраста, надо смотреть на то, сколько лет в среднем живут в России мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Сейчас это примерно 15 лет для мужчин и 25 лет для женщин. И эта продолжительность жизни продолжает расти.
Так что неверно говорить, что российские мужчины не успевают воспользоваться выгодами от страхования и не успевают пожить на пенсию.
Учитывая, что сейчас пенсионный возраст женщин на 5 лет меньше, чем мужчин, это означает, что женщины платят страховые взносы на 5 лет меньше, чем мужчины, а пользуются средствами Пенсионного фонда на 10 лет дольше. Разумного обоснования такой значительной дискриминации мужчин (субсидирования ими женщин) нет. Именно попытка уйти от такого необоснованного неравенства стоит за предложениями уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин.
Другой аргумент против повышения пенсионного возраста — нехватка рабочих мест, проблемы с трудоустройством на рынке труда. Но для российского рынка труда на фоне снижения численности трудоспособного населения такой аргумент не выдерживает критики. Статистика работающих пенсионеров это подтверждает — около двух третей «молодых пенсионеров» продолжают работать.
Есть ли альтернативы?
Что делать, чтобы свести концы с концами и избежать банкротства? Ответ известен: повысить доходы (платежи в Пенсионный фонд) и/или снизить расходы.
Повышение пенсионного возраста — один из вариантов одновременного снижения расходов и повышения доходов. Есть ли другие варианты?
Есть, но их потенциал практически исчерпан.
Ставка страхового платежа в ПФР высока, и ставка 26% от фонда заработной платы была под давлением бизнеса снижена до 22% на 2012-2015 годы. Пытались увеличить платежи в Пенсионный фонд, повысив ставку налога для малого бизнеса, — получили уход в тень части малых предприятий и увеличение серых зарплатных схем, что ухудшило ситуацию. Дали задний ход. Сейчас пытаются найти средства, экономя на выплате пенсий работающим пенсионерам с высокой зарплатой, дискриминируя эту группу.
Другой вариант — замораживание индексации пенсии (когда инфляция сама ее уменьшит) — пока даже не называется, и до выборов 2018 года на это вряд ли пойдут. Пенсионеры — важная электоральная группа. А там может и экономическая ситуация улучшится. Но «закладку» под изменение размера пенсий уже сделали: новый закон привязывает размер пенсии к пенсионным баллам.
А сколько рублей приходится на балл — отдано на откуп правительству.
Руки у которого развязаны, причем ценой резкого роста неопределенности в системе и ухудшения стимулов к участию в ней.
Вариантов свести баланс Пенсионного фонда немного, и повышение среднего пенсионного возраста, прежде всего через подтягивания пенсионного возраста женщин, — наименьшее из зол.
Платить пенсии из нефтяной ренты?
До сих пор мы говорили о том, что у Пенсионного фонда дефицит и надо что-то делать, чтобы его уменьшить. А нельзя ли зайти с другой стороны — начать выплачивать пенсии из других, не специально предусмотренных для выплаты пенсий налогов? Например, из нефтяной ренты, то есть из сверхдоходов нефтяного бизнеса в периоды высоких цен на нефть?
Ответ напрашивается сам, если обратить внимание на то, что сверхдоходы возникают в периоды высоких цен на нефть. Два года назад убедить собеседника в том, что цены на нефть могут сильно упасть, было бы трудно. А сейчас это понимают все. Построить систему выплат пенсий из источника, в котором то густо, то пусто, безответственно. Это не означает, что не следует использовать времена высоких цен и сверхдоходов на благо общества, в том числе на улучшение пенсионной системы. Оплатить сложный переход от распределительной системы к накопительной можно было как раз из этих денег. Тогда бы проблема дефицита так остро не стояла. И такая реформа предлагалась, но не состоялась.
Лоббисты альтернативных вариантов использования сверхдоходов оказались сильнее.
Кроме того, в чем основное преимущество специального фонда, куда стекаются средства, предназначенные целевым образом для выплаты пенсий? Да просто тем, что такая система мешает использовать хотя бы эти целевые, «меченые» деньги на что-то еще. Использовать без публичной огласки средства Пенсионного фонда на финансирование «проектов века» намного сложнее, чем перераспределить статьи государственного бюджета.