Восстановление нефтяных цен, начавшееся в середине февраля 2016 года вывело российский рубль в лидеры роста среди валют развивающихся стран, подарило надежду на стабилизацию экономической ситуации и снижение инфляции. Но рассчитывать на быстрый рост в обрабатывающих отраслях и избавление от нефтяной зависимости не приходится, курс рубля в ближайшие два-три года продолжит следовать за динамикой барреля Brent.
Рассматриваемые аналитиками сценарии прогноза нефти заметно различаются и корректируются и какого-то однозначного прогноза не предполагают. Публикация в середине мая доклада банка Goldman Sachs о том, что снижение добычи нефти при растущем спросе, прежде всего со стороны Китая и Индии, скоро приведет к ее дефициту на рынке, вызвала ажиотаж игроков, а котировки Brent приблизились к отметке $50.
Но через два дня после публикации доклада рынок нефти "охладился" опубликованными протоколами заседания Комитета по открытым рынкам ФРС США, из которых следовал вывод о возросшей вероятности повышения процентной ставки на ближайшем заседании 14-15 июня и ужесточении денежно-кредитной политики ФРС США. Доллар резко вырос по отношению к большинству основных валют, а котировки нефти Brent и WTI упали на 5%. Это подтверждает, что на краткосрочных интервалах торговля нефтью — это прежде всего финансовый рынок, а глобальные потоки капитала и стоимость доллара оказывают больше влияние на динамику нефтяных цен, чем публикации данных по запасам в США и мировому потреблению нефти.
Сегодня на рынок продолжает давить много других факторов. Текущие котировки Brent вызывают желание производителей нефти застраховаться от возможного повторения падения цен путем продажи фьючерсов с дальними сроками поставки: количество открытых ими контрактов на продажу увеличилось на 43% с начала января 2016 года. Эта биржевая игра сдерживает восстановление рынка. Часть этой законтрактованной для будущих поставок нефти уже находится в зафрактованных танкерах, число которых увеличивается в морских зонах перегрузочных терминалов, и это обстоятельство учитывается трейдерами как негатив для рынка.
Но нефтяным котировкам угрожает не только возможное ужесточение денежно-кредитной политики ФРС США, сложные взаимоотношения членов нефтяного картеля и потенциальный рост добычи в странах, не входящих в ОПЕК. Вновь, как и в конце прошлого года, появились опасения, что замедление экономического роста в Китае может негативным образом сказаться на стоимости сырья. Так замминистра финансов Максим Орешкин заявил, что «серьезные проблемы в китайской экономике могут привести к повторению обвала цен на нефть, что мы уже видели в начале года». Аргументов в пользу падения нефтяных цен более чем достаточно. Но при этом Brent удерживается в диапазоне $47-50 и падать пока не собирается. Более того, финансовые спекулянты ставят на рост нефти и докупают контракты.
quote_block node/310363Большинство описанных проблем (помимо Китая) относится к краткосрочным негативным факторам. Для качественной оценки среднесрочных перспектив нефтяного рынка необходим более глобальный анализ мировой экономики. Потребление первичной энергии в мире постоянно растет. По самым консервативным оценкам, энергопотребление на планете увеличится на 30% в следующие 15 лет. Основной рост придется на развивающиеся страны, где энергопотребление уже в 2020 году превысит объемы потребляемой энергии развитыми странами, но при этом энергоэффективность останется ниже.
Более двух третей всей мировой электрогенерации по-прежнему приходится на теплоэнергетику, и, несмотря на популяризацию энергии из возобновляемых источников, в ближайшее десятилетие 68-70% потребляемого электричества будет вырабатывается путем сжигания ископаемого органического топлива — угля, газа и нефтепродуктов. И это объясняется понятной причиной — экономической выгодой. Технология тепловой генерации удешевляются из-за доступности угля, нефти и газа, а издержки на внедрение «зеленой» энергетики в развивающихся странах снижаются медленно.
Что происходит в развивающихся рынках? Например, в Китае несмотря на замедление темпов роста экономики, суммарный объем электропотребления (по данным агентства Синьхуа) за первые четыре месяца 2016 года составил 1,81 трлн кВт\ч, увеличившись на 2,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Максимальный рост энергопотребления пришелся на сферу услуг и домохозяйства, они прибавили по 10% и никак не связаны с замедляющейся тяжелой промышленностью. Прогнозируется, что в течение следующих десяти лет до 80% прироста энергомощностей в мире придется на Китай и Индию.
Еще любопытнее выглядят прогнозы по автомобильной отрасли. Сейчас на дорогах планеты находится один миллиард автомобилей. Через 15 лет их число увеличится более чем наполовину и превысит 1,5 млрд (за счет развивающихся стран), но даже тогда по количеству машин на тысячу жителей развивающиеся страны будут отставать от развитых.
quote_block node/294123Учитывая постоянный рост глобального энергопотребления и рост числа автомобилей (электромобили тоже потребляют энергию), а также чрезвычайно высокую долю тепловой энергогенерации, прогноз 6200 млн т мирового потребления нефти в 2030 году по сравнению с 4790 млн т в 2015-м вовсе не кажется фантастическим. Пересчитав тонны нефти в привычные баррели, можно сделать вывод, что каждый год показатель суточного потребление нефти будет на 1,7 млн баррелей выше в сравнении с предыдущим годом. То есть мировая нефтегазовая отрасль к 2030 году покажет рост на те же 30%, что и энергетика, а спрос на нефть и нефтепродукты будет в ближайшие 15 лет расти на 2-3% в год.
Перспективы 2030 года далеки, но оптимизм на рынке нефти начал провляться из-за других факторов. Ее добыча вне ОПЕК сокращается, глобальный пик производства пройден в ноябре 2015 года. По данным агентства Baker Huges количество буровых установок в мире за последний год уменьшилось на 844 единицы, всего в работе 1424 скважины, а еще два года назад их было в 2,5 раза больше. С большой вероятностью уже во второй половине 2016 года баланс спроса и предложения на рынке нефти будет восстановлен и цены стабилизируются в диапазоне $50-60 за баррель (в случае, если ФРС обойдется однократным повышением ставки), а в среднесрочной перспективе продолжат рост к уровням $80-100. Для России же это означает, что рубль может стабилизироваться у отметки 60 рублей за доллар, что неплохо для экономики, но это при условии, что правительство не будет затягивать с реформами.