К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Скрытая угроза: как шпионские скандалы меняют мировые медиа

фото Diomedia
фото Diomedia
Прорывные (disruptive) технологии — это змея, пожирающая свой хвост. В конечном счете они уничтожают то, ради чего придуманы

Сейчас ничто не угрожает мировым медиа сильнее, чем преобразившая их технологическая революция. Та самая, что сейчас позволяет журналистам, еще 25 лет назад использовавшим пишущие машинки, толстенные телефонные справочники и стационарные телефоны, общаться с источниками по скайпу и через какой-нибудь Viber, находить их с помощью Facebook, транслировать видеокартинку в эфир с планшетного компьютера.

Британская газета The Guardian всегда была в авангарде этой революции: одной из первых создала конвергентную — единую — редакцию для бумажного издания и сайта, стала делать онлайн-трансляции, поощряла журналистов вести блоги.

А потом были разоблачения Эдварда Сноудена, большую часть которых обнародовала как раз The Guardian, а именно ее журналист Глен Гринвальд. Теперь главный редактор газеты, один из самых уважаемых в мире главредов Алан Расбриджер пишет: "Работу невероятно усложняет уверенность, что было бы крайне опрометчиво со стороны Гринвальда (или любого другого журналиста) рассматривать любые электронные средства коммуникации как безопасные. Работа The Guardian над материалами Сноудена предполагала множество авиаперелетов, чтобы люди могли встречаться лицом к лицу. Это вредно для окружающей среды, но чем дальше, тем больше этот способ действий представляется единственным. Скоро вернемся к ручке и бумаге".

 

"Скоро, – продолжает Расбриджер, – журналисты не смогут иметь конфиденциальные источники. Сбор материала – да и вообще человеческая жизнь в 2013 году – оставляет слишком заметный цифровой отпечаток".

Воспользовавшись плодами той же самой революции, которая преобразила медиа и благодаря которой вы сейчас читаете этот текст на планшете, миниатюрном ноутбуке или телефоне, а не в бумажном журнале, государства установили слежку и за журналистами и, кстати, за вами. Новое поколение репортеров и их источников, никогда и не знавшее докомпьютерной коммуникации, вынуждено будет теперь учиться писать ручкой в блокноте, ездить на длинные расстояния на машинах, чтобы перемещения невозможно было зафиксировать, или планировать перелеты в "невинные" нейтральные точки для встреч.

 

The Guardian прессуют в демократической Британии. Что уж говорить про нашу страну и соседние: здесь все гораздо жестче, и немногим оставшимся независимым СМИ надо уже задумываться о переносе серверов в другие юрисдикции. Впрочем, это не спасет от простого отключения доступа ради, например, защиты хрупкой детской психики. Скоро и обходных путей вроде использования анонимайзеров не будет: власти давят сети вроде Tor, прикрываясь, конечно же, борьбой с детской порнографией.

Британские чиновники заставили Расбриджера уничтожить жесткие диски редакционных компьютеров, на которых хранились материалы Сноудена. Над ними можно смеяться: какой нелепый поступок в век, когда можно за минуту сделать тысячу копий этих материалов и разослать по всему миру. Мол, не загонишь пасту обратно в тюбик. На самом деле не смешно: власти дали Расбриджеру понять, что в родной стране этим конкретным расследованием заниматься ему не надо. Редактор понял намек: "Мы будем продолжать тщательное, терпеливое расследование по документам Сноудена, просто не будем делать этого в Лондоне".

Пока работу журналистов защищает от совсем уж грубого вмешательства законодательство некоторых – немногих – стран. Например, Соединенных Штатов. На прямой вопрос, была бы возможна в Америке ситуация с уничтожением жестких дисков в редакции, пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест ответил: "Трудно представить себе сценарий, при котором это было бы приемлемо". Парадокс заключается в том, что, хотя Америка и шпионит за своими и чужими гражданами в киберпространстве, в ней никто не отменял Первую поправку к конституции и редакции вполне способны защитить свою свободу в судах.

 

Штука в том, что, во-первых, всю журналистскую работу в Америку не перенесешь (нашу, российскую, – и вовсе нельзя: дорого и слишком замысловато), а во-вторых, шпионят-то везде – и могут все испортить до публикации, а не приходить с молотком, чтобы крушить диски постфактум.

В безопасности только те журналисты, которые ничего особенно взрывоопасного не расследуют, а пишут безобидные потребительские тексты или пережевывают пиаровскую жвачку. В некоторых странах – еще и те, кто высказывает мнения, а не оперирует собственноручно добытыми фактами. То, о чем написал Расбриджер, – ключевой, если не окончательный довод в пользу теории о том, что новые технологии в медиа губительны для качества и красоты.

Да только ли в медиа. Электронная торговля убивает живые магазинчики на главных улицах городов, все более самодостаточные автомобили – удовольствие от вождения, компьютерный дизайн – рукотворное искусство. Я не луддит и не призываю отказываться от достижений прогресса. Просто замечаю, что в какой-то момент вдруг приходится ограничить их использование, как это уже делает Расбриджер или, скажем, рестораторы, участвующие в движении slow food.

Лично я с блокнотом в свое время побегал – ваша очередь, поколение Y.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+