Назад в будущее: зачем австралийский миллионер строит копию «Титаника»
В Морском музее Нью-Йорка во вторник прошла презентация чертежей и 3D-моделей амбициозного проекта автралийского угольного магната Клайва Палмера — точной копии легендарного «Титаника». Над реализацией авантюрной идеи эксцентричного бизнесмена, чье состояние Forbes оценивает в $895 млн, инженеры работают вот уже около года, а спуск готового корабля на воду запланирован на 2016 год. Строительством займется китайская CSC Jinling Shipyard. Палмер обещает, что новый лайнер избежит трагической участи оригинала: «Титаник» воплощал собой мечту. «Титаник-II» — это корабль, на котором мечты сбудутся».
В августовском интервью BBC предприниматель утверждал, что билеты на первый рейс «Титаника-II» выразили готовность купить около 40 000 потенциальных пассажиров. Однако на официальном сайте компании-оператора проекта Blue Star Line опция предзаказа до сих пор недоступна, поэтому корректнее, вероятно, говорить о 40 000 подписчиков на новости о ходе реализации проекта. Имеет ли инициатива анонсированный ее создателем мощный краудфандинговый потенциал, остается только гадать.
В любом случае идея возведения копии затонувшего более 100 лет назад корабля продолжает будоражить общественное воображение. В нью-йоркской презентации чертежей представители Blue Star Line в деталях показали, насколько совпадает конструкция копии с оригиналом, а также продемонстрировали подробно прорисованные картины захода «Титаника-II» в современные порты Шанхая и Нью-Йорка и внутренние интерьеры, включая знаменитый курительный салон.
Последний факт имеет особое значение для всего проекта. Палмер строит не современный круизный лайнер, который будет визуально повторять очертания «Титаника». Речь идет о полномасштабной реконструкции одного из самых впечатляющих технических достижений начала XX века. Всех пассажиров австралийский мультимиллионер собирается снабдить аутентичными нарядами в соответствии с классом, в который те приобретут билеты (всего таких классов 3). Принимать пищу и общаться люди смогут лишь с равными себе по социальному статусу — как и век тому назад, «аристократия» путешествует отдельно от «простолюдинов». Сам Палмер в беседах с журналистами любит пофантазировать на тему того, как пассажиры третьего класса и младшие офицеры будут есть ирландское рагу и плясать джигу. «Именно им предстоит самое веселое путешествие», — говорил австралиец в интервью Sky News. Впрочем, самые состоятельные клиенты Blue Star Line за дополнительную плату все же получат возможность курсировать по всему лайнеру без оглядки на социальные барьеры.
Мечты Палмера пугающе похожи на сюжет романа американского фантаста Джека Финнея «Меж двух времен». В 1970 году писатель опубликовал произведение в жанре стимпанк, где путешествия во времени у героев получались в результате дотошной реконструкции момента из прошлого. Если все детали совпадали, то, войдя в комнату, персонажи могли оказаться в ней же век тому назад.
Для молодого поколения последнее десятилетие XX века уже относится к эпохе ретро. А в целом прошлое столетие теперь годится разве что для реконструкций, подобных затее Палмера. Эпоха «Титаника» сегодня ассоциируется в первую очередь с героями Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. За право почувствовать себя персонажами оскароносного фильма Джеймса Кэмерона во время рейса по маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк некоторые готовы платить свыше $1 млн, писала британская The Telegraph.
Палмер часто проводит параллели между своим проектом и высадкой человека на Луне. Себе бизнесмен при этом приписывает роль главного лоббиста на первый взгляд безнадежной затеи, которую в случае с американскими астронавтами сыграл президент Джон Кеннеди. Догматичное воспроизведение наследия прошлого способно стать драйвером развития в будущем, уверен австралиец. И отчасти он безусловно прав. Одна из ключевых вещей, которую интуитивно понимают владельцы крупных состояний (и упускают все остальные), состоит в том, что магия денег, то, что делает их одним из вечайших изобретений в истории человечества, — это возможность превратить их во что угодно сообразно собственной воле. Для Палмера, привыкшего проворачивать крупные сделки в угольной отрасли, строительство нового «Титаника» — естественное продолжение бизнеса, просто вместо бесчисленных верениц груженных сырьем барж предприниматель воссоздает на одном отдельно взятом пассажирском лайнере идею замкнутой глобальной элиты.
И если он доведет проект до стадии реализации, кто знает, не появится ли следом за австралийцем еще один состоятельный авантюрист, некто средний между Палмером и Элоном Маском, кто возьмется за реконструкцию непосредственно высадки человека на Луне. Ведь по сути это такой же легендарный эпизод из истории прошлого века, как и крушение «Титаника». И если нашлись желающие выложить миллион за участие в завершении легендарного путешествия, не обнаружатся ли и добровольцы, согласные потратить миллиард за участие в повторении легендарного момента триумфа человечества?