Михаил Гуцериев подтвердил национализацию «Славкалия» в Белоруссии
Михаил Гуцериев в интервью Forbes Talk подтвердил национализацию «Славкалия», реализующую инвестиционный проект в Белоруссии по строительству Нежинского горно-обогатительного комбината, в который его группа «Сафмар» вложила $500 млн. В проекте также участвовал Государственный банк развития Китая, его вложения, по словам Гуцериева, составили $1 млрд. Потраченные на строительство $500 млн ему пока не вернули. Белорусская сторона утверждает, что ГОК пока не достроен.
«После санкций американских на калий, на «Славкалий» я вынужден был его как бы оставить, остановить строительство полностью. Все финансовые средства, которые мы инвестировали, там наша часть — полмиллиарда долларов. Все это застыло, когда это возвратится, неизвестно», — заявил Гуцериев.
В 2021 году Гуцериев после введения в отношении него санкций передал своему брату Саит-Саламу контроль над акционером «Славкалия» — британской GCM Global Energy. Он утратил контроль над компанией с 10 июня, следует из данных раскрытия компании.
Гуцериева включили в санкционный список Евросоюза в связи с ситуацией в Белоруссии. В официальном документе ЕС утверждалось, что миллиардер — «давний друг» президента Белоруссии Александра Лукашенко и этот статус позволил ему «накопить значительный капитал и влияние среди политической элиты Белоруссии». ЕС также заявил, что Гуцериев «поддерживал Лукашенко в спорах с Россией по поставкам нефти». В октябре 2021 года миллиардер подал иск к ЕС из-за санкций.
«А потом американские были санкции, непосредственно на калийное производство Белоруссии. И само это белорусское предприятие, поэтому китайцы отказались финансирование дальше продолжать. Мы тоже остановили, и это все так застыло», — рассказал Гуцериев. На вопрос о том, какой статус у проекта сейчас, бизнесмен ответил, что «это уходит все белорусскому государству». Вопрос возврата средств — «это вопрос переговоров. Пока никаких денег я не получил назад. И все, мои деньги как бы зависли, их нет. Бывает такое, ничего страшного».
Кто будет развивать проект и как, Гуцериев ответить затруднился: «Мне это неинтересно уже. Я потерял интерес к этому проекту. Мы пробурили две шахты, одну 800, одну 600 метров. Мы сделали там трехкилометровые тоннели. Мы практически дошли до 70% решения проблемы. Мы построили комбинат горно-обогатительный, построили ГОК. Мы уже даже мебель закупили в административные здания. Должны были достроить в этом году».