Филантропия по наследству: как дети Баффета будут жертвовать деньги из его состояния
Долгие годы Говард вместе с сестрой Сьюзи и братом Питером раздавал деньги своего отца с большим размахом, но без лишнего шума ― настолько незаметно, что проделанную ими работу увидели немногие. С 2001 по 2023 год троица получила акции Berkshire Hathaway почти на $7,9 млрд и в виде пожертвований отдала через свои благотворительные фонды по меньшей мере $7,4 млрд, причем каждый выделил на это не менее $2,2 млрд.
С общей суммой пожертвований за всю жизнь братья и сестра могли бы оказаться в рейтинге 25 самых щедрых благотворителей Соединенных Штатов 2024 года по версии Forbes USA, опередив при этом миллиардера Чарльза Коха и соучредителя Home Depot Берни Маркуса. Сюда не входят пожертвования в размере $8,8 млрд, перечисленные с 2001 по 2023 год Фондом Сьюзан Томпсон Баффет, который носит имя первой жены Уоррена (умерла в 2004-м). По некоторым оценкам, организация является крупнейшим в США частным жертвователем средств для объединений, занимающихся вопросами репродуктивного здоровья, и ее возглавляет дочь Баффета ― Сьюзи.
В ближайшие годы всеобщее внимание будет еще чаще переключаться на детей 93-летнего «Оракула из Омахи». В прошлом году он заявил, что назначает их будущими распорядителями одного из крупнейших в мире состояний: согласно условиям завещания, это почти $130 млрд в виде ценных бумаг Berkshire Hathaway. Как Уоррен недавно рассказывал изданию The Wall Street Journal, после его смерти преемники будут управлять благотворительным фондом, где хранятся почти все его активы.
Остается неясным, почему для распределения состояния на благотворительность после смерти Баффет выбрал детей, а не Фонд Гейтса, ведь в последнем насчитывается свыше 2000 сотрудников и имеется готовая инфраструктура, с помощью которой за прошлый год было перечислено около $8 млрд. В 2006-м Баффет направил Биллу и Мелинде Гейтс, а также своим детям открытые письма, где пообещал каждый июнь выделять фонду каждого часть своих акций Berkshire Hathaway. В одном абзаце письма Биллу и Мелинде Баффет назвал замысел «клятвой всей жизни». Далее в том же послании он добавил: «Скоро я составлю новое завещание, которое будет основой для исполнения взятых мною обязательств после моей смерти ― путем распределения оставшихся акций либо иным способом».
Однако в конце июня этого года Баффет заявил The Wall Street Journal, что после его смерти «никакие деньги в Фонд Гейтса поступать не будут». Поясняя причины такого решения, миллиардер сослался на то, что готовность к жертвованию огромных сумм показали его дети. «В 2006-м на столь важную роль они подходили не совсем, но теперь полностью готовы», ― рассуждал Баффет в письме акционерам Berkshire Hathaway еще в ноябре прошлого года ― тогда же инвестор впервые раскрыл, что его дети станут попечителями благотворительного фонда, в который будет перечислено свыше 99% его имущества.
Некоторые обстоятельства указывают на то, что Баффет начал отстраняться от фонда Гейтсов после их сообщения о разводе в мае 2021 года. На следующий месяц Баффет (тогда ему было уже 90) покинул совет директоров Фонда Гейтсов. В организации он состоял с 2006-го и при уходе официально заявил: «Мои цели на 100% совпадают с устремлениями фонда, и для их достижения мое физическое участие необязательно». Кроме того, в последние годы «Оракул из Омахи» перестал посещать регулярные собрания в рамках «Клятвы дарения» (The Giving Pledge) ― об этом говорят источники Forbes USA и два непосредственных участника мероприятий. Пресс-секретарь Фонда Гейтсов отправил Forbes USA недавнее заявление генерального директора Марка Сазмана для The Wall Street Journal: «На протяжении более чем 18 лет Уоррен Баффет чрезвычайно щедро делился с Фондом Гейтсов пожертвованиями и рекомендациями». Питер Баффет, а также пресс-секретарь фонда Говарда давать комментарии отказались, в пресс-службе фонда Сьюзи на просьбу дать комментарий не ответили.
И пусть к планам детей Баффета относительно средств трастового фонда остаются вопросы, сами Говард, Сьюзи и Питер за прошедшие два десятилетия успели проложить собственный путь в сфере благотворительности. Главное их отличие от других филантропов первой величины заключается в том, что у наследников Уоррена крайне высока доля ежегодных грантов по отношению к общему объему активов. Пока Налоговое управление США обязывает частные фонды ежегодно выплачивать хотя бы по 5% от общей суммы средств в распоряжении, темпы пожертвований в организациях Баффетов-младших сильно превышают норматив и в последнее время колеблются в диапазоне 28–94%. Согласно расчетам Forbes USA на основе соответствующих налоговых деклараций, в 2022-м фонды Говарда и Питера выделили на различные проекты около половины активов, а Шервудский фонд, которым управляет Сьюзи, выдал большую часть своих средств. Для сравнения, анализ Хелен Флэннери из Института политических исследований показал, что в том же 2022 году почти три четверти из 90 300 частных благотворительных фондов в Соединенных Штатах пустили в дело менее 10% своих активов.
Амир Пасик, декан Школы благотворительности семьи Лилли при Индианском университете, отмечает, что большинство частных организаций действительно придерживается 5%-ного ежегодного порога, чтобы обеспечить стабильность работы в долгосрочной перспективе. К тому же львиная доля частных фондов не может рассчитывать на ежегодные пожертвования в виде акций стоимостью в сотни миллионов долларов от одного из 10 богатейших людей в мире, который по совместительству приходится руководителю родным отцом.
Если оглянуться назад, создается впечатление, что Уоррен Баффет мягко намекал детям на необходимость щедрых пожертвований каждый год. «Набираясь опыта и намечая долгосрочные цели, ресурсы можно накапливать. Но так как подарки вы будете получать ежегодно, собирать огромные резервы средств нет никакой необходимости», ― подчеркивал отец семейства в письмах детям в 2006-м.
Поскольку большую часть получаемых каждый год пожертвований фонды Баффетов-младших за собой не удерживают, по мнению Брайана Миттендорфа, специализирующегося на некоммерческих объединениях, преподавателя бухгалтерского учета в Университете штата Огайо, «эти организации остаются вне поля видимости». Специалист добавляет, что «большинство людей смотрят не на суммы пожертвований фонда, а на общий объем его активов». Судя по самым недавним налоговым декларациям, активы каждого из фондов детей Баффета оцениваются не более чем в $760 млн ― цифра внушительная, но для того, чтобы пробиться в рейтинг крупнейших благотворительных фондов страны, недостаточная.
The Wall Street Journal пишет, что Говарду, Сьюзи и Питеру придется единогласно решить, как распределять отцовские активы из трастового фонда, который перейдет в их распоряжение. Каждый пока что наметил довольно разные направления деятельности.
Говард Баффет
Пожертвования на благотворительность через Фонд Говарда Грэма Баффета в 2001–2023 годах: $2,7 млрд
Подарки фонду от Уоррена Баффета в 2001–2023 годах: $2,7 млрд
Львиная доля пожертвований из фонда Говарда идет на финансирование продовольственных и сельскохозяйственных проектов на Украине, а также на устранение нехватки продовольствия в странах типа Руанды, Сальвадора и Гватемалы. С 2022-го на Украину отправляется подавляющее большинство грантов организации и там же она финансирует разминирование полей под посевы (в прошлом году Говард пожертвовал на это $15 млн фонду HALO Trust).
Говарда во многих смыслах можно назвать идейным авантюристом. Вдобавок к многочисленным командировкам на Украину он много времени проводит на ранчо, которое его фонд купил в Аризоне недалеко от границы с Мексикой. Там он разбирается в тонкостях незаконного провоза людей через государственную границу и изучает, какие культуры лучше всего приживаются в местном климате. Несколько лет он также посвятил работе в Колумбии и Сальвадоре, выясняя первопричину того, почему так много латиноамериканцев не видит для себя никаких других вариантов, кроме как мигрировать в Соединенные Штаты.
В самом свежем годовом отчете своего фонда Говард написал, что разъезды по множеству стран оказали «огромное влияние» на его мировоззрение как давнего фермера, плодовитого писателя и фотографа: «Я всегда был убежден, что с проблемой нужно разбираться там, где она возникает, общаться с людьми, знакомиться с окружением, иногда даже запачкаться в грязи и ощутить запахи вокруг, просто чтобы проникнуться местом и его сложностями».
Свой фонд Говард задействовал и в локальных проектах города Декейтер в штате Иллинойс, где он живет вместе с женой Девон Баффет. Так, в мае прошлого года организация заказала строительство полицейского тренировочного центра в рамках многолетнего сотрудничества с Исследовательским форумом начальников полиции (закрытой организацией для руководителей полиции высшего ранга, которая специализируется на минимизации применения силы и разработке стратегий по снижению уровня преступности). В 2017–2018 годах старший сын Уоррена занимал кресло шерифа в округе Мейкон, где расположен Декейтер, а тремя годами ранее на волонтерских началах работал его заместителем.
Ряд крупнейших грантов от фонда Говарда идет организациям, которыми он сам управляет или с которыми имеет связи. В 2021-м самый большой грант (почти $43,5 млн) выделили Центру по борьбе с торговлей людьми в Декейтере ― в этом объединении благотворитель занимает должность президента и за работу ничего не получает. В том же году $25 млн выдали декейтерскому Фонду по установлению мира и безопасности, который, судя по налоговой декларации, обеспечивает «выход на рынки сбыта для мелких фермеров» в Колумбии, причем Говард Баффет занимает пост директора и в этой организации. А еще фонд Говарда пожертвовал $15 млн Фонду обучения в сфере общественной безопасности, где он также является директором. «Ситуация странная. Обычно такая расстановка мне не встречается», ― признает Фил Хэкни, преподаватель права в Питсбургском университете, специализирующийся на некоммерческих организациях. Тем не менее эксперт считает, что пусть сделки с заинтересованностью Налоговым управлением запрещены, на занимаемых должностях Говард не получает никакого вознаграждения, а потому и закон при этом не нарушается.
В совете правления Berkshire Hathaway Говард состоит с 1993 года, и ожидается, что, как только из компании уйдет его отец, сына назначат председателем совета директоров без исполнительных полномочий. В эфире телепередачи «60 минут» на CBS в 2011 году Баффет-старший рассказывал, что такое решение поможет сохранить корпоративные ценности. Сам Говард тогда говорил: «Покуда смогу управляться на ферме, все со мной будет хорошо».
Сьюзи Баффет
Пожертвования на благотворительность через Шервудский фонд в 2001–2023 годах: $2,5 млрд
Подарки фонду от Уоррена Баффета в 2001–2023 годах: $2,6 млрд
71-летняя Сьюзан Элис Баффет, старшая из наследников Уоррена, управляет базирующимся в Омахе Шервудским фондом, который поддерживает самые недофинансированные сферы жизни Небраски, в том числе школьное образование в штате. «Проблема вот в чем: слишком много детей приходит в детский сад, уже отставая. Что хуже, слишком многие потом отстают еще сильнее и упущенное в итоге не наверстывают», ― писала Сьюзи на сайте возглавляемого ею же еще одного фонда — по раннему детскому развитию, — финансирующего образование детей в первые пять лет обучения и в 2023 году получившего от Шервудского фонда $30 млн. Помимо всего прочего, говорят, что женщина проводила уроки в школах неблагополучных районов Омахи. Кроме того, в 2023-м Шервудский фонд выдал гранты фонду Университета Небраски на поддержку ряда программ, включая подготовительные курсы перед поступлением и проект содействия уязвимым категориям молодежи. Другие более скромные гранты ушли различным объединениям от банков продовольствия и природоохранных фондов до школьных округов и организаций, занимающихся вопросами ментального здоровья.
К совету директоров Berkshire Hathaway Сьюзи присоединилась в 2021-м. В роли главы Фонда Сьюзан Томпсон Баффет она распоряжается пожертвованиями на сотни миллионов долларов в пользу Американской федерации планирования семьи (Planned Parenthood) и ее дочерних организаций.
Питер Баффет
Пожертвования на благотворительность через фонд NoVo в 2001–2022 годах: $2,2 млрд
Подарки фонду от Уоррена Баффета в 2001–2023 годах: $2,6 млрд
66-летний Питер Баффет, младший из детей Уоррена, бросил учебу в Стэнфордском университете и построил карьеру музыканта, поначалу создавая 15-секундные звуковые заставки для зарождающегося кабельного телеканала MTV и джинглы для рекламных роликов. В конце 1980-х, когда была популярна инструментальная музыка в жанре нью-эйдж, Питер заключил свой первый контракт на запись собственных инструментальных композиций. А еще он сочинил музыку к сцене с танцем огня в оскароносном фильме 1990 года «Танцующий с волками». Благодаря его интересу к культуре и музыке американских индейцев свет увидело театральное шоу Spirit — The Seventh Fire, премьера которого состоялась в 2004 году на Национальной аллее в Вашингтоне и была приурочена к открытию Национального музея американских индейцев.
Вместе с женой Дженнифер Питер живет в нью-йоркском Кингстоне в Гудзонской долине. Ранее финансирование из их фонда NoVo шло преимущественно на проекты по поддержке женщин и девушек и пресечению насилия в отношении них. В мае 2020-го после обвала котировок Berkshire Hathaway на 25% на фоне надвигающейся пандемии COVID-19 Питер написал, что каждый новый грант пересматривается, а сам фонд корректирует стратегию. «Мы больше не будем ограничиваться отдельными инициативами», ― писал он. По некоторым данным, организация провела раунд сокращений и свернула многолетние гранты, урезав при этом финансирование программ по поддержке женщин и девушек, хотя в 2022 году самые крупные гранты выделялись именно на это направление. Сейчас главным приоритетом фонда, судя по его сайту, являются проекты на благо индейского сообщества, инициативы по выращиванию сельскохозяйственных культур, поддержка детей и программы в Гудзонской долине. Что касается конкретно Кингстона, в городе финансируется работа общественного центра с недорогой прачечной самообслуживания, а также центр семейной медицины по доступным ценам. На вопрос о самом примечательном проекте, на который NoVo жертвует средства, Питер ответил по электронной почте так: «Следующим большим шагом будет множество маленьких шагов».
Перевод Forbes.com